ФОКУСИРОВАННЫЙ ГРУППОВЫЕ ИНТЕРВЬЮ - качественный метод сбора информации, основанный не на дежурстве вопросов интервьюера и ответов респондента, а на дискуссии между самими респондентами по поводу проблемы, которая изучается. В таких дискуссиях принимают участие 6 - 12 респондентов, не знакомых друг с другом. Ф. г. и. направлены на получение качественной информации относительно мыслей, ожиданий людей сквозь призму их индивидуального опыта.
Ф. г. и. возникли в сер. XX ст. в США; их истор. предшественниками были т.н. свободные интервью, в которых заранее готовиться только общ. тематика разговора.
Отличительными признаками Ф. г. и. являются: 1. Фокусированный характер дискуссии. Фокус - группы проводятся в соответствии с руководством модератора, что содержит в себе перечень открытых вопросов по теме исследования (одним из главных требований к этих вопросов является то, чтобы они способствовали комплексному рассмотрению объекта исследования). Если респонденты во время обсуждения отклоняются от заданной темы, модератор с помощью специальных техник направляет дискуссию в должное русло. 2. Ориентация на выяснение всего разнообразия существующих взглядов по проблеме исследования и их устоев, а не на достижение группового консенсуса. Эта особенность фокус - группы предопределяет предоставление содержательной репрезентативной информации относительно объекта исследования, то есть качественной информации о почти все разнообразие мнений, позиций по теме исследования. 3. Внутри-групповая интеракция, которая способствует раскрытию как вербального, так и невербального потенциала респондентов. 4. Широкое использование мысленного эксперимента и многих проективных техник, которые применяются обычно в психологии, что дает основания не только для более комплексного изучения сегодняшнего состояния объекта исследования, но и для выяснения ожиданий людей относительно его дальнейшего развития. 5. Фокус - групповое моделирование. Участники дискуссии во время обсуждения спонтанно создают модели объекта исследования, модели знания о нем, которые обычно не сложные по оформлению и которые с содержательной точки зрения часто не менее разнообразны и компетентные, чем модели, которые создаются экспертами. Положительным является то, что эти модели являются моделями "представителей" объекта исследования, то есть благодаря фокус-группам становится возможным более достоверное познание объекта путем интерпретаций, которые порождаются в его пределах. 6. Использование элементов игры при проведении дискуссий.
Различают фокус - группы с низким и высоким уровнем включения модератора в дискуссию. В первом случае модератор или только ставит проблему перед респондентами и в дальнейшем играет роль стороннего наблюдателя, или после постановки проблемы остается за столом дискуссии, но вмешивается в ее ход только тогда, когда участники полностью отошли от предложенной темы. Фокус - группы второго типа предусматривают активное участие модератора в налаживании дискуссии и в обращении внимания респондентов к тех вопросов, которые важны с точки зрения целей исследования, но не нарушаются самими участниками. В фокус - группах обоих типов поощряется обсуждение вопросов, не предусмотренных руководством модератора, но которые касаются проблемы, которая изучается.
Положительными качествами метода являются: возможность получения информации не только о том, что думают люди по поводу проблемы и как они ведут себя в тех или иных ситуациях, но и о том, почему их мысли и поступки именно такие; возможность построения контекстных моделей поведения людей относительно объекта исследования и других моделей, представляющих его качества; широкие возможности использования метода наблюдения во время дискуссий; возможность получения достоверных данных относительно искренности ответов респондентов путем сравнения вербальных и невербальных оценок; возможность предотвращения ряда сист. ошибок (в частности, связанных с ситуацией опроса, с особенностями восприятия сложных вопросов и др.) благодаря таким организационно-процедурным особенностям метода, как комфортность проведения дискуссий, групповая интеракция и т.п.; достаточно большая оперативность метода (исследователи с опытом способны подготовить, провести фокус - группы, а также осуществить их анализ в течение 2-3 недель).
Недостатком фокус - групп является то, что их эффективность в значительной степени прямо зависит от квалификации модератора.
Ф. г. и. как качественный метод сбора информации имеют небольшую статист, репрезентативность данных, которые получают с его помощью. Учитывая это, во многих случаях фокус - группы целесообразно использовать в сочетании с количественными методами сбора эмпирической информации (так, Ф. г. и. могут выступать как разведывательное или как дополнительное исследование для уточнения результатов основного исследования). Как самостоятельный метод соціол. исследований фокус - группы является эффективным средством при моделировании социальных процессов, изучении единичных групп населения, а также тестировании инструментария массового опроса.
Ф. г. и. широко применяются в маркетинговых исследованиях и исследованиях рекламы. Этот метод демонстрирует свою эффективность при проектировании новой продукции и тестирование имеющейся на рынке продукции, при выяснении рыночных возможностей реакции населения на конкретные маркетинговые и рекламные шаги и в др. случаях, когда производителю нужно лучше понять интерсубъективные и личностные мотивы поведения потребителя.