Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

ФОКУС - ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА - термин, описывающий процесс развития фокус-групповой дискуссии. Развитие дискуссии имеет содержательный и ролевой аспекты. Содержательный аспект связан с тем, что фокус - групповые интервью обычно посвящены исследованию одной проблемы, обсуждение которой происходит от общ. к более конкретным вопросам с постепенным расширением числа сторон объекта, которые рассматриваются. Подобное обсуждение часто завершается тем, что респонденты создают синтетические модели объекта. Ролевой аспект развития дискуссии связан с особенностями ролевой структуры фокус - группы. Ее отличительными признаками являются, во-первых, гибкость перераспределения функций, а во-вторых, то, что она спонтанно создается группой, а не задается заранее исследователем.

Уже при обсуждении первых вопросов в группе устанавливается определенная иерархия: кто-то играет роль генератора идей, кто - систематизатора и т.д. Но одновременно с дым в группе есть респонденты, которые бессознательно или сознательно выполняют деструктивную функцию: они расшатывают существующую иерархию изнутри. Модератор улавливает эту тенденцию и поощряет ее актуализацию. Напр., нач. обсуждения следующего вопроса или блока вопросов он предоставляет возможность высказаться первыми тем участникам, которые раньше завершали обсуждение, или тем, кто симулирует его. Внутри-групповая структура обретает гибкость, которая способствует раскрытию потенциала всех без исключения респондентов, причем ни один участник не доминирует над группой. Подобная логика развития ролевой структуры, а также отсутствие в фокус - группе устойчивой системы групповых норм способствуют нейтрализации феномена группового давления.

Важной особенностью Ф. - г. д. является то, что в ней нет элемента принятия решения по проблеме, которая исследуется. Цель дискуссии заключается не в принятии решения, а во всестороннем рассмотрении объекта сквозь призму индивидуального опыта, установок и ожиданий респондентов. То, что участники незнакомы друг с другом, поощрения самых разнообразных т. с., акцентирование внимания на личностных и інтерсуб'єктивних основе мнений людей (вопрос "почему?") существенно помогают решить эту задачу. Возможны два типа рассмотрения объекта в фокус - группе: рефлексивное подъема и обсуждения со шаблеподібним темпоритмом. В первом случае фокус - групповое интервью напоминает процедуру "мозгового штурма", когда главное внимание уделяется выдвижению идей, а не их обсуждению. Во втором случае - после выдвижения идей имеет место период осмысления, потом опять качественный скачок в ракурсе новых идей с определенным временем на их уточнение - обоснование и т. д. Обе разновидности дискуссии могут быть весьма плодотворными; значение первого из них особенно ощутима, если такая дискуссия состоялась на нач. или в конце серии фокус - групповых интервью.

Значительным является влияние численности группы и характера внутри-групповой коммуникации ("звезда", "кольцо", "сетка") на Ф. г. д. Небольшие группы (6-8 чел.) предусматривают участие каждого из участников в обсуждении всех без исключения вопросов. В больших группах (10 - 12 чел.) большая вероятность "социальной бездеятельности" отдельных респондентов, однако именно в таких группах наблюдается скорее преодоление конфликтных ситуаций: возникновение конструктивной дискуссии. Относительно влияния особенностей внутри-групповой коммуникации, то тут есть прямая зависимость между количеством лидеров, которые опосредствуют своей деятельностью взаимодействие в группе, и полнотой анализа объекта. Группы, в которых установилась сетевая структура коммуникации, то есть группы, в которых выделились несколько респондентов - медиаторов, склонны к более комплексного обсуждения объекта, чем группы с звездообразной структурой (один лидер); последние в свою очередь преобладают по степени всесторонности анализа группы с кольцевой структурой, в которых коммуникация происходит без откровенных лидеров, которые выполняют функцию организатора.