Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ - область филос. знания, изучающая: истор. процесс и его составляющие как своеобразные, внутренне разветвленные и в то же время целостные образования в их взаимосвязи и изменениях; природу, способы и формы истор. познания; основные особенности, звенья и уровни использования истор. знаний. В отличие от истор. науки Ф. и. рассматривает историю не объектно, не как "чистый предмет", не как часть объективной реальности самой по себе. В центре ее внимания - соотношение "человек - мир как история". Поэтому основным задачами Ф. и. является не только и даже не столько разработка и конкретизация понятия об истории, сколько постижение идеи истории, момента совпадения понятия об истории, истор. знаний по истор. реальностью - с неизбежным в дальнейшем как различием между ними, так и повторным совпадением и воспроизведением этого цикла на все новых ступенях истор процесса и в качественно отличных формах.

Филос. взгляды на историю еще в древнем обществе были органической составной міфол. мировоззрения и истор. ученик (напр., в Греции - Платона, Аристотеля, Полибия; в Китае - Конфуция, Шан Яна, Сыма Цяня и др). Однако формирование Ф. и. как самостоятельной филос, дисциплины происходит позже и связано с именами М. Вольтера (который ввел термин "Ф. и."), А. Тюрго, М.Кондорсе, И. Гердера, Г. Гегеля (прогресистський направление); М. Монтеня, Ж.-Же, Руссо (регресистський); Ибн Хальдуна, Н. Макиавелли, Дж. Вико (циклический).

С долей условности можно выделить три измерения Ф. и.: онтол,, логико-гносеол. и методол,

Онтол, изучает вопрос о: соотношение природы и истории; своеобразие истор. процесса, его истоки, смысл и направленность, основные диахронические (вроде доиндустриального, индустриального и постиндустриального общества, информационного ряда, из которого выходит марксизм, традиционной схемы - античность, средневековье, новая и новейшая история) и инвариантные, архетипические (вроде культурно-истор. типов М. Данилевского, культур О. Шпенглера, цивилизаций А. Тойнби или культурных суперсистем П. Сорокина) единицы измерения истории; взаимообусловленность свободы, случайности и необходимости в движении общества.

Логико-гносеол. разработки в области Ф. и. охватывают два больших направления: наукоцентричний (марксизм, школа "Анналов" - Блок, Февр, Бродель, аналит, философия истории - Нагель, Гемпель, Дрей, Уайт и т.д.) и наукобіжний (віталістська Ф.и. - Ф. Ницше, В. Дильтхей, О. Шпенглер, Х. Ортега-и-Гассет, экзистенциальная - М. Хайдегер, М. Бердяев, Л. Шестов, К. Ясперс, неогегельянська - Кроче, Джентиле, Колінгвуд, герменевтическая - Хайдегер, Гадамер, Хабермас, Рикер). Спецификой каждого из этих двух направлений предопределяется круг и характер рассмотрения гносеол, Ф. и. Наукоцентричний фокусируется на проблемах: субъект и объект истор. познания, особенности и структура истор. наук, исследования, соотношение в истор. познании описания, обоснования и объяснения, творчества и отражения, фактуального, эмпирического и теорет. истор. знания, его верификация и фальсификация в истор. науке, специфика выяснения истор. законов, своеобразия истор. рациональности, построение наук, истор. теории и создание истор. картины мира и т.д. Наукобіжний - избегая признания познания как субъект - объектного взаимодействия и даже самого понятия "познание" , сосредоточивает внимание на особенностях постижения мира как истории, трактуя это постижение как возвращение к бытию субъективности, не расписания на субъект и объект истории истор. познания. К числу краеугольных здесь входят такие вопросы, как: мир как история, жизненный мир, человеческое бытие, человеческий опыт, судьба, время, экзистенция, екзистенціали, человеческая ситуация, истор. априори, свобода, выбор, переживания, симпатичное употребления, духовная реальность и т.д. В последнее время вырисовывается тенденция к интеграции указанных направлений.

В пространстве же методол. измерения Ф. и. те характеристики, которые в пределах первых двух измерений представали в проблемном срезе, поскольку их выяснение было там целью деятельности историка, предстают уже как нормативы и регулятивы его дальнейшего творчества. При этом в каждом из двух направлений - наукобіжному и наукоцентричному - методол. использования этих характеристик в постижении истор. процесса происходит по-своему. В рамках первого - непосредственно, с помощью сопереживания, симпатичного употребления, интеллектуальной интуиции и т. п. В рамках второго наработанные в Ф. и. узаг. понятия, категории, законы, подходы и методы воспринимаются историками - специалистами не только непосредственно, но и опосредованно - через промежуточные уровни теорет. узаг. - общ. наук, и собственно истор. Последний также делится на уровни: всезаг. (фундаментальной, базовой) теории, отраслевых истор. теорий; концепций, гипотез и отдельных узаг. теорет. характера, эмпирический уровень. Каждый из более общих уровней узаг. играет при этом роль методологии в отношении всех локальніших уровней.