Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Философия посбіник

Тема 4. ГНОСЕОЛОГИЯ

 

 

§ 3. Проблема истины

Шкала истинности

 

Все в мире имеет свои количественные градации. Не является исключением и истина. Наши знания, информация как совокупность сведений постоянно растет. По мере развития процесса познания становится известным ранее неведомое. Введем шкалу истинности - от крайне левой точки, соответствующей абсолютной ошибочности, до крайней правой точки, соответствующей абсолютной истине. Рост знаний означает, что человечество перемещается по шкале истинности слева направо (противоположностью истины является ошибочность; ложь - это преднамеренное искажение истины).

Теории сменяют друг друга, именно на их основе мы интерпретируем понятие истины. Значит, необходимо признать, что опять же абсолютная истина оказалась недостижимой. Но ведь в условиях господства прежней теории казалось, что абсолютная истина уже достигнута. Ни в малом, ни в крупном наш дух не сталкивается с абсолютной границей, всюду он находится в движении.

Обзор: как искать истину

 

Чтобы расширить горизонты нашего понимания проблемы истины, рассмотрим различные интерпретации этой проблемы.

В античности изобрели концепцию соответствия. Истину выделяли в том, что существующие вещи интерпретировались как проявления идеи (по Платону) или формы (по Аристотелю).

В средневековой христианской философии истину видели в Боге, в его откровении.

В Новое время в качестве истинного знания рассматривали сведения, которые содержатся в чувствах (Бэкон, Локк), а также ясных идеях (Декарт, Лейбниц).

В XX в. аналитики (неопозитивісти) сначала придерживались концепции соответствия. А именно, выясняли соответствие суждений и умозаключений действительному положению дел, фактам. Впоследствии начали много говорить о взаимосогласованность суждений (Карная), то есть концепцию соответствия было дополнено когерентною концепцией истины. Наконец, часть аналитиков, сторонников определения значения слова как его использование (за Вітгінштайном) фактически развивают прагматическую концепцию истины. Из современных философов именно аналитики занимаются проблемой истины наиболее обстоятельно.

Феноменологи из исходных чувственных впечатлений конструируют эйдосы и понятия, а затем оценивают внешний мир на их основе. Прагматическую концепцию истины они почти не используют.

Герменевтики считают истиной удачный контакт вещи с человеком, вещи открываются, и происходит слияние горизонтов вещи и человека. Аналитики приписывают признаки истинности суждениям, гермы-невтики самим вещам (сравните: истинный друг).

Постмодернисты относятся к проблеме истины без уважения. Любой текст в них много смыслов, а смысл они понимают как чувства, значение внешнего мира в качестве критериев истины фактически опровергают.