Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Основы философских знаний
Раздел первый
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ

ГЛАВА ПЕРВАЯ
ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ
5. Развитие философских знаний в XIX в.

Философские концепции Иоганна Фихте, Иоганн Шеллинга.

В основе философии Иоганна Фихте лежит утверждение, что практически-деятельное отношение к предмету предшествует теоретически-созерцательному отношению. Сознание у Иоганна Фихте не дана, а задана, порождает сама себя. Очевидность ее основывается не на созерцании, а на действии, не усматривается интеллектом, а утверждается волей. Результатом размышлений является провозглашение ощущение продуктом всякой деятельности Я, однако продуктом отчужденным, переусвідомленим человеком. Принципом теоретически-абсолютного Я есть спонтанное, ничем внешним не обусловлено создания чувственного содержания. Теория науковчення базируется на положениях, что Я возлагает Я. Это утверждает самототожність Я; Я против-возлагает Я (Я - субъект, а не Я - объективная реальность, природа). Это основоположения вводит категорию отрицания. Я возлагает и Я и не Я. Иоганн Фихте попытался также обосновать принцип универсальности развития через борьбу противоположностей. Философия Иоганна Фихте, несмотря на определенные недостатки и противоречия, все же оказала значительное влияние на дальнейшее развитие философской мысли. Философская система Иоганна Шеллинга состоит, во-первых, из системы теоретической философии; во-вторых, из системы практической философии; в-третьих, по философии искусства (теология искусства). Им создана теория подсознательного творчества. Суть ее: деятельность осознана только частично, в основном подсознательная. Поэтому продукты деятельности воспринимаются как независимые от субъекта. Здесь Иоганн Шеллинг опирался на факты: единство субъекта и объекта всегда воспринимается субъектом только как объективная. Чтобы возникло чувственное, нужен субъект и объект. Но именно ощущение субъектом воспринимается как объективное. Аналогичное наблюдается не только в чувственном, но и в мышлении.