Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Вступление к философии
Великие философы учебное пособие

Раздел 5

ДУХ АБСОЛЮТА

Джордж Беркли

(1684 - 1753)

«Быть - значит восприниматься»



«Злейший враг материализма», англо-ирландский философ Джордж Беркли родился в Ирландии в английской дворянской семье, учился в университете в Дублине, работал учителем теологии, путешествовал по Франции и Италии, выполнял миссионерские функции в Северной Америке и обязанности епископа в Ирландии. Таким в главных чертах является жизненный путь Дж. Беркли. Как отмечают исследователи, это был мужественный и волевой человек, которая обладала широкими научными знаниями, особенно по физике (оптике), математики, физиологии и философии, смело шла в мир с новыми выводами и обобщениями, отстаивала независимое мнение, не взирая на авторитеты предшественников.

Мировоззрение философа и религиозного деятеля формировался под влиянием философских идей английского эмпиризма (Дж. Локк), картезіанця Н. Мальбранша, скептика П. Бейля. Каждого из этих известных философов Дж. Беркли «продолжил» через отрицание н формирование собственного взгляда, который вошел в историю философии как «радикальный номинализм», «радикальный сенсуализм», «радикальный субъективизм», «імматеріалізм» и «спиритуализм».

Творческий путь мыслителя определяли такие труды, как «Философские заметки», «Попытка новой теории зрения», «Теория зрения, или здоровой языка», «Трактат о принципах человеческого знания», «Три разговора между Гіласом и Філонусом», «О движении», «О бесконечные величины», «Аполітик», «Алсіфрон», "Сейрис", «Вопросник».

Что же отрицал и что обсуждал Дж. Беркли? Философ отрицал существование чего-то абстрактного, а особенно существование в мире тел, сил и причинных связей и, вместе с тем, отстаивал их существование лишь в мышлении: цвет, считал он. существует только тогда, когда его видишь, а если это так, то соответственно и движение, форма или величина существуют только тогда, когда их воспринимают. Вне нашим восприятием той или иной вещи, считай философ, о ее существовании мы можем только догадываться. Отсюда он делает вывод о («бытие как восприятие». Все, что находится за пределами восприятия, является предметом метафизики, и не более.

Чтобы понять поворот мысли великого философа, нужно вернуться к Локка. Тот, как известно, отрицал познание субстанции, поскольку она "не является предметом опыта". Дж. Беркли пошел дальше: поскольку мы не воспринимаем субстанции, рассуждал он, то она не существует! «Субстанция», то есть «материя» является не чем иным, как порожденной умом фикцией, а то, что называется «телами», являются лишь совокупностями чувственных качеств. И если с тел устранить качестве, рассуждал он дальше, то ничего не останется. Вывод приближался невероятно быстро: а) внешний мир состоит исключительно из качеств, которые воспринимаются; б) все свойства являются субъективными. Мир состоит только из восприятий. Вне восприятиями ничего в нем не существует.

Размышления Дж. Беркли о природе и процессе ее познания, религию и общие вопросы развития науки, психологии познавательного процесса и этику были подчинены практически одной цели - опровержению материалистического учения и одновременно обоснованию самодійовості единого духовного первоистока, который создает и законы природы, и законы отличия более реальных людей от менее реальных.

«Материя», рассуждал Дж. Беркли, является обезличенный произведение болезненного ума. Этот вопрос имеет условный характер. О наличии материи можно говорить, лишь пока ее воспринимают: «быть - значит восприниматься», утверждал далее философ. И не большая.

Понятие материи он рассматривал в связи с этим как абстракцию, как средство, которое используем тогда, когда человек не может постичь истинные причины всего сущего. Понятие материи ничего не значит. Оно не имеет содержания, конкретного проявления и поэтому больше мешает познанию, создает химеры, чем способствует приближению к истине. Философ предлагает изъять «материю» из системы познания. «Материя, - писал он, - когда она будет изгнана из при роды, уносит с собой столько скептических и безбожных построений, такое невероятное количество споров и запутанных вопросов, которые были бельмом на глазах теологов и философов; материя побудила столько бесплодной труда, что если бы даже те доводы, которые мы выдвинули против нее, были признаны достаточно вескими... то все же, я уверен, что все друзья истины, мира и религии имеют основание желать, чтобы эти обоснования были достаточными». На место «материи» Дж. Беркли предлагает поставить «вездесущий вечный дух, который познает и обнимает все вещи и показывает их нам так, как он сам решил и как предусматривают законы природы.

Есть ли в этих рассуждениях определенный рациональный смысл, мы должны согласиться с их оценкой как идеалистической "чушь" и «путаницы», о чем, в частности, писал В. И. Ленин, отстаивая материалистическое учение Маркса. Полагаем, что следует иметь в виду как первое, так и второе. На наш взгляд, В. И. Ленин осуждал Дж. Беркли в большей степени с политически классовых, а не философско-научных соображений. Ведь идею как «материи», так и «духовного первоистока» ни обосновать, ни опровергнуть (опровергнуть) средствами строгой науки еще не удалось. Ленинская критика Дж. Беркли критика «идеалиста» «материалистом». Она имеет право на существование в такой же мере, как и замечания Дж. Беркли относительно материи.

Что же касается рационального содержания беркліанства, заметим: Дж. Беркли ли не одним из первых теоретиков Нового времени пере брал на себя ответственность за теоретическое опровержение истинности и евристичності материализма; он начал критику материализма с философско-научных, а не религиозно-философских (теологических) позиций. Дж. Беркли четко указал на шаткость главных принципов материализма, чем фактически способствовал углублению этого учения в разработках теоретиков позднего периода.

То же самое можно сказать и о возражения Дж. Беркли главных принципов естественно-научного знания, в частности, высшей математики и физики. Именно с критической подачи Дж. Беркли математики занялись уточнением ряда исходных понятий теории дифференциального исчисления, усилением "экономии математического мышления", то есть разработкой тех фундаментальных проблем, на которые до Дж. Беркли никто не обращал внимания.

Дж. Беркли поставил вопрос о соотношении объективного и субъективного в ощущениях, об объективности причинности и разновидности существования, о психологической составляющей процесса познания, о таинстве строения «протяженного континуума» с «не протяженных элементов» (И. Нарський). К этому следует добавить: Дж. Беркли сделал первый шаг в направлении к «абсолютной идеи», конструктивный познавательный смысл которой окажется впоследствии философии Гегеля. Он положил начало возрождению (и очистки от религиозно-схоластических наслоений) большого платонівсього учение о «мире идей» как конечную причину всего сущего, толкование этой причине уже не только как Бога (в теологическом смысле), а как особой «духовной» субстанции, что не зависит ни от чего.

Именно с ее помощью Дж. Беркли и стремился объяснить мир, метод его постижения, моральные качества людей и принципы их общения в обществе. Социальное в Дж. Беркли встал как следствие «духовного». Собственно говоря, именно это и дает основания рассматривать его как одного из философов - создателей «вне просветительских» предпосылок формирования новой модели социального. Вторым был Д. Юм.