Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология: общий курс. Учебное пособие для студентов высших заведений образования Украины

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ.

 

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Раздел 8.

 

ПРОГРАММА И РАБОЧИЙ ПЛАН СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ВЫБОРКА

8. 3. Выборочный метод в исследовании

 

Особое значение в социологическом исследовании отводится выборке. Это обусловлено тем, что объект исследования чаще всего насчитывает сотни, тысячи, десятки или сотни тысяч людей. Все они не могут быть опрошены. Поэтому при подготовке исследования важно так сформировать выборку, чтобы она была и экономической, и презентативною, то есть она должна правильно отражать все характеристики генеральной совокупности, из которой она происходит. Репрезентативность обеспечивается дизайном выборки (стратегией и процедурами ее формирования) и расчетом ее минимального объема, который способен обеспечить необходимую точность результатов. Экономичность (эффективность) выборки связана со стоимостью выборочного исследования.

Генеральной совокупностью называют объект исследования, на который распространяются выводы социологического анализа. Генеральные совокупности делят на конечную и (практически) бескінцеву, конкретные и гипотетические, однородные и неоднородные.

Выборочная совокупность - это определенное число элементов генеральной совокупности, отобранных по строго заданному правилу. Элементы выборочной совокупности (респонденты, документы, анализируются и т. п.), подлежащих изучению (опросу, інтерв'юванню) называют единицами анализа: Ими могут выступать отдельные люди, их группы, трудовые коллективы.

В социологической практике применяются различные способы выборки: простой случайный отбор, многоступенчатый, систематический, стратифікований, кластерный (гнездовой), квотный и др. Остановимся кратко на их характеристике.

Простой случайный отбор предполагает, что все элементы генеральной совокупности получают одинаковую вероятность попадания в выборку. При этом учитывается, что:

генеральная совокупность является однородной;

все ее элементы являются доступными для исследования в одинаковой степени;

в наличии имеется полный список элементов, составляющих генеральную совокупность;

к этому списку применяются процедуры случайного отбора (с использованием таблиц или генераторов случайных чисел).

Многоступенчатый отбор применяют относительно больших генеральных совокупностей со сложной структурой. Для этого генеральную совокупность структурируют, разбивая ее на конечное число підсукупностей. Образуются новая, конкретная и конечная генеральная совокупность, элементами (единицами отбора) которой е. выделенные підсукупності. Среди них выбираются единицы анализа. Эта операция может повторяться несколько раз, пока не будут обнаружены підсукупності, доступные для непосредственного изучения. Как правило, на последней ступени единицы отбора совпадают с единицами анализа.

Систематический отбор - это отбор из списка с определенным "шагом" (например, через 10, 20, 50 и т. д. человек).

Стратифицированные выборки применяют в неоднородных генеральных совокупностей и в тех случаях, когда списки объектов легче получить частями, чем по всей генеральной совокупности в целом. В случае стратифікованого случайного отбора объем выборки делится между казнями пропорционально их численности, и затем из каждой страты выбирается простая случайная выборка. Например, при изучении студенчества г. Киева стратифікується генеральная совокупность по высших учебных заведениях, а в нутри каждого из них - по факультетам.

В кластерном отборе в качестве единиц исследования отбираются не отдельные респонденты, а целые группы или коллективы. Например, из 15 студенческих групп, в которых занимается по 20, отбирается 5, и в этих группах проводится сплошной опрос. Кластерная выборка дает научно обоснованную социологическую информацию, если группы максимально подобны по важнейшим признакам (например, по полу, возрасту, виду обучения и т. п.).

В целенаправленной выборке чаще всего используются методы стихийной выборки, основного массива и квотной выборки, "снежного кома", доступны выборки и др. Метод стихийной выборки - это обычный почтовый опрос телезрителей, читателей газет, журналов. Здесь заранее невозможно определить структуру массива респондентов, которые заполнят и отправят по почте анкеты. Поэтому выводы такого исследования можно распространять лишь на опитану совокупность.

Метод основного массива обычно применяется при проведении пилотажного или разведывательного исследования на небольших генеральных совокупностях, для которых нет смысла проводить выборочное исследование. Он практикуется при нанесенные какого-то конкретного вопроса. В подобных случаях опутується до 60 - 70 процентов респондентов, оказавшихся в отборочной совокупности.

Метод квотной выборки часто применяется при изучении общественного мнения. Им пользуются в тех случаях, когда до начала исследования имеются в наличии статистические данные о контрольных признаках (например, уровень образования, квалификации) элементов генеральной совокупности. Имеющиеся данные о ту или иную контрольную признаке выступают в качестве квоты, а их числовые значения показателей квоты. Респонденты за таким методом отбираются целенаправленно, с сохранением показателей квот. Число показателей, данные о которых выбираются в качестве квот, не должно превышать четырех, потому что за большим числом показателей отбор респондентов становится затрудненим. Этот метод специалисты не рекомендуют использовать в исследованиях социальной структуры, стратификации, мобильности.

Метод доступной выборки применяется при исследованиях генеральных совокупностей, которые являются достаточно сложными для исследования другими методами. Обычно это гипотетические генеральные совокупности - аудитория СМИ (которая опрашивается непосредственно с помощью СМИ), потребители определенных товаров (опрашиваются в точках торговли), члены религиозных конфессий, представителей которых опрашивают в местах проведения культовых мероприятий И т. п.

Относительно метода "снежного кома", то он представляет собой нечто среднее между методом доступной выборки и основного массива. Он применяется к малочисленным гипотетических генеральных совокупностей (например, экспертов по какой-то узкой проблемы). Каждого найденного члена такой совокупности спрашивают, кого из своих коллег он знает. Так складывается основа выборки, пока она не будет оптимальной.

Какой бы метод выборки не применялся в исследовании, измерения какого-либо показателя проводится только на части генеральной совокупности, а это может приводить к определенным ошибкам выборки. Ошибкой выборки (Д) для какого показателя называется разность между средним арифметическим значением по выборке (х) и по генеральной совокупности.

Случайные ошибки простой случайной выборки из бесконечной генеральной совокупности имеют распределение, близкое к нормальному с нулевым средним и дисперсией, равной S2/п, где S2 - дисперсия признака по выборке, а n - ее объем.

Теория выборки в социологических исследованиях предусматривает систему расчетов и формул для оценки ошибок выборки и расчет необходимого объема выборки, использование которых социологом может обеспечить желаемую степень точности результатов исследования.