Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ПОДСТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ «СОЗНАНИЕ-САМОСОЗНАНИЕ»

Сознание личности

Подсистема личности «сознание-самосознание» отражает объективный мир, индивидуальное сознание.

СОЗНАНИЕ является способностью человека к рефлексии, адекватного отражения окружающего мира, событий, происходящих в нем, своей Родины, долга и т.п., а также создание к ним своего отношения.

Через сознание человек способен познать сущность окружающего мира, понимать его и одновременно знать о том, что она знает или не знает.

Сознание не следует отождествлять со всей психикой. Это особый психический процесс или их совокупность. Сознание - особое образование, которое сформировалось во время общественно-исторического развития на основе труда как специфического вида человеческой деятельности, специфическая форма целенаправленного психического отражения. Необходимой составляющей сознания является знание. Вне знанием нет сознания. Осознать какой-либо объект - значит включить его в систему своих знаний и отнести к определенному классу предметов, явлений.

Сознание предстает как знание о внешнем и внутреннем мире, о самом себе. Однако сознание не сводится лишь к знанию, не тождественна ему. Сознание проявляется не только в обобщенном знании окружающей действительности, но и в определенном оценочном, теоретическом и практическом отношении к ней. Поэтому другой необходимой составляющей сознания является переживание человеком того, что для нее в окружающей действительности является значимым.

Если назначение познавательной деятельности сознания - это как можно более адекватное познание объекта, тогда отражая мир в форме переживаний, человек оценивает его, проявляет свое отношение к обстоятельствам, которые уже существуют или предполагаются ею, к собственной деятельности и ее результатов, к другим людям, к тому, что удовлетворяет или не удовлетворяет ее потребности, соответствует или не соответствует ее интересам, представлениям и понятиям. Человек осознает не только объекты, их свойства и связи, но и их значимость для себя, общества, что и создает условия для актуализации механизмов, которые обеспечивают развертывание целенаправленной деятельности.

Осознание является актом сознания, предметом которого является сама ее деятельность. Осознание - это фокусировка сознания на психических процессах, на тех чувственных образах действительности, личность благодаря им получает. В основе осознания является обобщение собственных психических процессов, что приводит к овладению ими.

Наиболее общая характеристика осознание психических процессов (психических образов) основывается на следующих принципах:

• во-первых, человек может осознать то, что воспринимает, то, что она вспоминает, о чем мыслит, к чему внимательна, какую эмоцию испытывает;

• во-вторых, человек может осознать, что это именно он воспринимает, вспоминает, мыслит, чувствует.

Однако осознание психических процессов не означает ни то, что человек всегда осознает содержание своего восприятия, мышления, внимания, ни то, что она осознает себя в этом процессе. Речь идет лишь о том, что человек может осознать себя в этом процессе.

Конкретной формой реального осознания людьми объективного мира является язык. Именно поэтому сознание, по мнению А. М. Леонтьева, является отражением действительности, как бы преломленным через призму общественно выработанных языковых значений, представлений, понятий.

Во всех случаях в сознании человек как бы выходит за пределы самого себя, занимает позицию над ситуацией наблюдателя, эксперта, деятеля, советника, аналитика и т.д).

Характерными структурными компонентами сознания являются:

• знания об окружающем мире, природе, обществе. Уровень сознания находится в прямой зависимости от уровня освоения знаний и опыта личности. В процессе общественно-исторического развития у человека возникла потребность в знаниях, которая является главной ее движущей силой, мотивом познавательной деятельности;

• выделение человеком себя в предметном мире как субъекта познания, различения субъекта - «Я» и объекта - «не Я», противопоставление себя как личности объективному миру. Характерным является самопознание, что стало основой для самосознания, то есть осознание собственных физических и морально-психологических свойств;

• целеустремленность, планирование собственной деятельности и поведения, предвидение ее результатов. Эту сторону сознания проявляется в самоконтроле и корректировке собственных действий, перестройке содержания их стратегии и тактики, если этого требуют обстоятельства;

• отношение к объективной действительности, к другим людям, к самой себе. Отношение личности к своему окружению оказывается в оценке предметов и явлений и способности к критике своих действий, в которых важную роль играет эмоционально-волевая сфера.

Благодаря сознания и самосознания человек становится субъектом воспитания, то есть самостоятельно и сознательно формулирует цель воспитания и достигает ее. Уровень ее развития и проявления у человека зависит от накопленных знаний и выработанного мировоззрения, ее идейных и нравственных убеждений, отношения к другим людям и к самой себя. ее характеризует активность. Во время отражения действительности информация, которую получает человек, отображается не механически, а сознательно превращается согласно цели, задачи и ее опыта.

Человеку свойственны также и не осознаваемые формы психической деятельности (инстинктивные и автоматические действия, поезда и т.д.). Но бессознательное включается в сознательное, и благодаря этому человек может его контролировать.

Различая сознание и самосознание, стоит отметить, что, несмотря на специфику проявлений, разграничить их можно только в абстракции, поскольку в реальной жизнедеятельности человека они внутренне едины. В процессе сознания самосознание присутствует в форме осознавания отнесенности акта сознания именно к своему «Я», а процессы самосознания могут осуществляться только на основе сознания. Человек не только осознает влияние объектов реального мира и своими переживаниями выявляет отношение к ним, но, выделив себя из этого мира и противопоставляя себя ему, осознает себя как своеобразную личность и определенным образом относится к себе.