5. Психология индивидуальности
5.1. Темперамент
Поведение человека зависит не только от социально обусловленной направленности ее личности, но и от специфики ее естественной организации, в частности такой индивидуально-психологической особенности, как темперамент.
5.1.1 Сущность темперамента
Наблюдая за людьми, нетрудно заметить их неповторимое индивидуальное своеобразие в общей подвижности, скорости речи, выражении чувств. Одни из них воспалительные, подвижные и веселые, другие - медленные, спокойные и холодные, еще другие - очень переживают, но скрывают свои чувства, слабые и пассивные. Эти индивидуальные различия обусловлены их темпераментом.
Темперамент (лат. temperamentum - строй, согласованность) - совокупность индивидуально-психологических качеств, которая характеризует динамичный и эмоциональный аспекты поведения человека и проявляется в ее деятельности и общении.
Динамика психической деятельности зависит не только от темперамента, но и от мотивов, которые побуждают человека к деятельности, и от ее психического состояния. Так, независимо от типа темперамента при наличии интереса к определенной деятельности человек работает энергичнее, быстрее, а при отсутствии - медленнее, вяло. У любого человека горе может вызвать моральное и физическое бессилие.
Чтобы отличить индивидуальные особенности поведения, обусловленные темпераментом, от тех, которые порождены мотивами и психическими состояниями, нужно учитывать, что:
1) в отличие от мотивов и психических состояний те же свойства темперамента проявляются у одного человека в разных видах деятельности - игре, учебе, труде, спорте;
2) свойства темперамента являются устойчивыми и постоянными в течение длительного отрезка времени или даже всей жизни;
3) различные свойства темперамента у человека сочетаются между собой не случайно, а закономерно и образуют устойчивую структуру, которая характеризует его тип.
Темперамент окрашивает все психические проявления индивида, влияя на темп движений и речи, течения эмоции и мышление. Однако от него не зависят ни интересы, ни социальные установки, ни моральная воспитанность личности. Он обусловливает характер протекания психической деятельности, а именно: скорость возникновения и устойчивость психических процессов, их психический темп и ритм, интенсивность психических процессов, направленность психической деятельности на определенные объекты.