Раздел IV
Культура Украины в ХVII-ХVIII вв.
1648-1764 гг. - период гетманского
государства. ее возглавляют высокообразованные, европейского уровня политические и общественные
деятели: П.Сагайдачний, Бы. Хмельницкий, И. Выговский, И. Мазепа. Они
прилагают больших усилий и средств с целью развития культуры, образования,
учительства.
Школьное образование охватывает все слои и
социальные группы населения, в частности женщин. Учреждаются школы при Нежинском,
Лубенском, Черниговском, Полтавском, Переяславском, Прилуцком и
Миргородском полках. На 1099 поселений их было 866, в новосозданных
Черниговском, Городненському и Сосницком уездах работали 134 школы,
то есть одна школа на 746 учащихся. При активной “помощи” Российской империи 1875
г. их осталось 52, то есть одна школа на 6700 учащихся. Образованные люди были лишние в
“українах” империи.
Польское правительство относился к
украинских школ не лучше, предпочтение отдавалось католическим учебным заведениям.
Подготовка собственных кадров высшей
звена начинается во Львове, а в начале XVII в. сосредоточивается в Киеве, где
особой славы и популярности зажила Киево-Могилянская академия.
Благодаря высокому образовательному уровню
общества в Украине XVI - начале XVII в. формируются мировоззренческие основы, что
базируются на философских взглядах Аристотеля. Они
были положены в основу методики
преподавание логики,
диалектики, физики, метафизики и эстетики. Это направление был распространен во всей
Европе. Обычным явлением считалось изучение произведений античных и средневековых
философов.
Самыми яркими представителями этой
эпохи были мыслители-философы
Ф. Прокопович и Г. Сковорода. Отходит от
религиозных догматов литература; освободительная война продиктовала свои темы -
подвиги народа и его героев. Так, из религиозного к светскому направлению в
литературе приходят Д.
Туптало, К. Зиновьев,
С. Яворский и др. Г. Сковорода делает попытку ввести в литературный оборот живу
народный язык.
В конце XVII в. приобретают
популярности драма, в частности пасхи, где библейские темы сочетаются с сюжетами
обыденной жизни, а также исторические и моралістичні спектакли. Преимущество
отдается отечественной исторической тематике. В антрактах разыгрываются
комично-бытовые и сатирические интермедии; язык их максимально приближена к
бытовой, народной. Не угасает интерес и к вертепу.
Отдельную группу составляют литературные
произведения, в которых освещается протест против имперской политики России по
Украины. Это, в частности, произведения С.
Дивовича “Разговор Великороссии с
Малороссиею” (1762), где говорится о правах украинцев
на историческую суверенность и чувство национального достоинства, и В. Капниста “Ода на рабство” (1780), в которой говорится о положении Украины, что находится “под игом тяжкія государства”.
После взлета в XV-XVI вв. следующие XVII-XVШ вв. стали периодом руины не только
государственности, но и культуры. И все же, несмотря на тяжелое положение, Украина
пытается сохранить идею независимости, стремление к суверенитету. Они не
угасали на протяжении всего XIX ст.