Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В УКРАИНЕ: ОСНОВЫ И ПРАКТИКА В УКРАИНЕ: ОСНОВЫ И ПРАКТИКА

Раздел VI.

УЧЕТ ТРУДОВЫХ ЗАТРАТ, ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И РАСЧЕТОВ С РАБОЧИМИ И СЛУЖАЩИМИ

 

6.2. Заработная плата и доходы. Понятие заработной платы и доходов. Формы оплаты труда

 

Экономические, правовые и организационные основы оплаты труда на предприятиях, учреждениях и организациях всех форм собственности в Украине определяются Законом Украины “О оплате труда” от 24.03.95 № 108/95-ВР. Закон включает общие положения, заключительные положения и 3 разделы:

- Государственное регулирование оплаты труда;

- Договорное регулирование оплаты труда;

- Права работника на оплату труда и их защита.

Кроме этого Закона при решении вопросов оплаты труда следует руководствоваться Конституцией Украины, Кодексом законов о труде Украины, Гражданским кодексом, Хозяйственным кодексом Украины, Законами Украины “О коллективных договорах и соглашениях”, “О отпуска”, “О прожиточном минимуме” и другими законодательными и нормативными актами.

Контроль за соблюдением законодательства об оплате труда осуществляют: Минтруда, финорганы, налоговые инспекции, профсоюза. В 2000 г. Кабинетом Министров Украины создана Государственный департамент надзора за соблюдением законодательства о труде, как правительственный орган управления, который является составной частью Министерства труда и социальной политики. В структуре департамента создано Главную государственную инспекцию труда и Государственную экспертизу условий труда. Высший надзор за соблюдением законодательства об оплате труда осуществляет Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры. За нарушение законодательства о труде виновные привлекаются к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности в соответствии с Законом.

Согласно Закону заработная плата - это вознаграждение, исчисленное, как правило, в денежном выражении, которую по трудовому договору владелец или уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную им работу. При начислении заработной платы в натуральном виде, размер начислений и выплат в натуральном виде не должен превышать 30 % от общей суммы начислений.

Заработная плата - это денежное выражение стоимости рабочей силы, которая является товаром, ее цена. В современных условиях цена рабочей силы определяется спросом и предложением, но в основе цены лежит стоимость.

Заработная плата включает в себя основную зарплату, дополнительную и другие поощрительные и компенсационные выплаты.

Основная заработная плата - это вознаграждение за выполненную работу в соответствии с установленными норм труда, то есть плата за фактически отработанное время или произведенную продукцию, услуги, исполнения должностных обязанностей. Она устанавливается в виде тарифных ставок (окладов) и сдельных расценок.

Дополнительная заработная плата - это вознаграждение за труд сверх установленных норм, за трудовые успехи и изобретательность и особые условия труда. Она включает в себя доплаты, надбавки, вознаграждения за непрерывный стаж работы, за профессиональный уровень, гарантийные и компенсационные надбавки, предусмотренные действующим законодательством, а также выплаты и премии по результатам коллективной или индивидуальной работы, связанные с выполнением производственных задач и функций.

Другие поощрительные и компенсационные выплаты. К ним относятся выплаты в форме вознаграждений по итогам работы за год, премии за специальными системами и положениями, компенсационные и другие денежные и материальные выплаты, которые не предусмотрены актами действующего законодательства или которые производятся сверх установленные указанными актами нормы.

Компенсационные выплаты представляют собой компенсации, предусмотренные актами действующего законодательства. В них входят: надбавки за работу в полевых условиях, отдаленных и приравненных к ним местностях, в зоне Чернобыля; гарантии и компенсации работникам в случае переезда на работу в другой местности, для переведенных по состоянию здоровья на более легкую ниже оплачиваемую работу; переведенных временно на другую работу в связи с производственной необходимостью; оплата простоев не по вузы работника; суммы, выплачиваемых работникам, которые принимали участие в забастовках и т.д.

От заработной платы следует отличать доходы работников. Понятие доходов включает в себя помимо заработной платы и другие доходы, не входящие в фонд заработной платы. Например, до других доходов на предприятиях относят разовые выплаты или премии, не предусмотренные системой оплаты труда, выплату дивидендов.

С точки зрения Закона, все на что осуществляются начисления в Пенсионный фонд, фонды социального страхования относится к заработной плате. На прочие доходы эти начисления не делаются и они не включаются в суммы заработной платы при определении размера пенсий.

В бухгалтерском учете промышленных предприятий при определении принадлежности выплат работнику заработной платы или других доходов, руководствуются Методическими рекомендациями по формированию себестоимости продукции, работ, услуг в промышленности (утверждены приказом Госкомпромполитики от 02.02.01 № 47), П(с)БУ 16, П(с)БУ 27, а также Инструкцией по статистике заработной платы, утвержденной приказом Государственного комитета статистики Украины от 13.02.04 №5, другими нормативными документами2.

Различают две основные системы оплаты труда: повременную и сдельную. Размер почасовой оплаты зависит от количества отработанного времени, сдельной - от количества изготовленной продукции, предоставленных услуг.

В свою очередь почасовую оплату труда разделяют на повременную простую и повременно-премиальную.

Среди сдельных форм оплаты труда различают: простую сдельную, сдельно-премиальную, сдельно-прогрессивную, акордну, аккордно-премиальную. Кроме того, сдельная форма оплаты труда может быть как индивидуальной, так и коллективной (бригадный подряд).

Различают заработную плату номинальную и реальную. Номинальная заработная плата - это ее выражение в количестве полученных денежных единиц. Реальная заработная плата - ее выражение через количество единиц материальных благ и услуг, которые может приобрести работник за свою денежную заработную плату.

 

Законом определено также понятие минимальной заработной платы размера платы за простой, неквалифицированный труд, ниже которого не может проводиться оплата за выполненную работником месячную, часовую норму труда. К минимальной заработной платы не включаются доплаты, надбавки, поощрительные и компенсационные выплаты. Минимальная заработная плата является государственной социальной гарантией, обязательной для предприятий всех форм собственности и хозяйствования. Размер минимальной заработной платы на следующий год устанавливается в законе о Государственном бюджете Украины и может пересматриваться вместе с уточнением показателей Государственного бюджета1. Динамика минимальной заработной платы приведена в табл. 6.1.

 

Таблица 6.1.

Размер минимальной заработной платы

 

Дата

Размер минимальной заработной платы, грн.

Дата

Размер минимальной заработной платы, грн.

1996-1997

15

3 01.04.05

290

3 01.01.98

45

3 01.07.05

310

3 01.07.98

55

3 01.09.05

332

3 01.01.99

74

3 01.01.06.

350

с 01.01.00

118

3 01.07.06

375

3 01.01.02

140

3 01.12.06

400

3 01.07.02

165

3 01.04.07

420

с 01.01.03

185

3 01.07.07

440

3 01.12.03

205

с 01.10.07

460

3 01.09.04

237

 

 

3 01.01.05

262

 

 

 

Согласно с Законом Украины “Об оплате труда” устанавливается также прожиточный минимум (минимальный потребительский бюджет). Минимальный потребительский бюджет - это набор продовольственных и непродовольственных товаров и услуг в натуральном и стоимостном выражении, обеспечивающий удовлетворение основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Его величина постоянно изменяется в связи с изменениями в экономике и инфляционными процессами (табл. 6.2):

 

Таблица 6.2.

Динамика прожиточного минимума

 

Дата

В среднем

Для детей до 6 лет

Для детей от 6 до 18 лет

Для трудоспособных лиц

Для лиц, утративших трудоспособность

3 01.01.02

342,00

307,00

384,00

365,00

268,00

3 27.05.04

362,23

324,49

404,79

386,73

284,69

3 01.01.05

423,00

376,00

468,00

453,00

332,00

3 01.01.06

453,00

400,00

514,00

483,00

350,00

3 01.04.06

465,00

410,00

527,00

496,00

359,00

с 01.10.06

472,00

418,00

536,00

505,00

366,00

3 01.01.07

492,00

434,00

558,00

525,00

380,00

3 01.04.07

525,00

463,00

595,00

561,00

406,00

3 01.10.07

532,00

470,00

604,00

568,00

411,00

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Следует отметить, что с 1 января 2009 года Законом Украины “Об оплате труда” определено, что минимальная заработная плата устанавливается в размере не ниже размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц и не может быть уменьшена в случае уменьшение размера прожиточного минимума для таких лиц. Размер минимальной заработной платы устанавливается Верховной Радой Украине! по представлению Кабинета Министров Украины не реже одного раза в год в законе о Государственном бюджете Украины с учетом предложений, выработанных путем переговоров, представителей профессиональных союзов, владельцев или уполномоченных ими органов, которые объединились для ведения коллективных переговоров и заключения генерального соглашения, и пересматривается в зависимости от изменения размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц3.

Предел малообеспеченности - это социальный норматив, который разрабатывается в условиях кризисного состояния экономики и спада производства, структура и размер которой определяются законодательством с учетом имеющихся возможностей государства и согласно с Законом Украины от 03.07.91 № 1284-XII “О минимальном потребительском бюджете”. Динамика величины стоимости границы малообеспеченности приведена в табл. 6.3.

 

Таблица 6.3.

Величина стоимости границы малообеспеченности

 

Дата

Величина стоимости границы малообеспеченности

с 01.01.97 года

70,9

с 01.01.98 года

73,7

с 01.01.99 года

90,7

с 01.07.99 года

118,3

 

 

 

Размер минимальной заработной платы устанавливается Верховной Радой Украины по представлению Кабинета Министров Украины, как правило, один раз на год в законе о Государственном бюджете Украины с учетом предложений, выработанных путем переговоров, представителей профессиональных союзов, владельцев или уполномоченных ими органов, которые объединились для ведения коллективных переговоров и заключения генерального соглашения.

Законом Украины “Об индексации денежных доходов населения” предусмотрена государственная система социальной защиты граждан, направлена на поддержание покупательной способности их денежных доходов. Согласно Закону подлежат индексации денежные доходы граждан, которые они получают в гривнях на территории Украины и не имеющие разового характера. К таким доходам относятся: пенсии, стипендии, социальную помощь (семьям с детьми, по безработице, по временной потере трудоспособности и т.д.), оплату труда (денежное обеспечение), суммы возмещения вреда, причиненного работнику увечьем или другим повреждением здоровья, а также суммы, выплачиваются лицам, которые имеют право на возмещение вреда в случае потери кормильца. Порядок индексации денежных доходов граждан определен постановлением Кабинета Министров Украины “Об утверждении Порядка проведения индексации денежных доходов населения” от 17.07.03 № 1078.

Основанием для индексации является превышение индекса потребительских цен над порогом индексации, величина которого установлена в размере 101 %. Индексация начинается за месяцем, в котором индекс потребительских цен превысил порог индексации. Повышение денежных доходов населения в связи с индексацией осуществляется с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором опубликован индекс потребительских цен. Источником средств на проведение индексации предприятиями является их доходы.

Размер индексации определяется как результат произведения размера дохода, подлежащего индексации в пределах прожиточного минимума для соответствующих социальных и демографических групп населения и величины индекса потребительских цен.

Индексация может проводиться также по решению местных органов самоуправления исходя из регионального прожиточного минимума и регионального индекса потребительских цен. При этом региональный уровень потребительских цен учитывается на уровне, не меньше от установленного Законом Украины “О прожиточном минимуме”.

Индексация проводится по месту основной работы. Доходы от работы по совместительству и на условиях почасовой оплаты вне основного места работы индексируются в размере, с учетом оплаты труда по основному месту работы не превышает прожиточного минимума для трудоспособного лица.

Законом Украины “О компенсации гражданам потери части доходов в связи с нарушением сроков их выплаты” от 19.10.00 № 2050-III предусмотрено компенсацию доходов граждан в виде пенсий, социальных выплат, стипендий, заработной платы (денежного обеспечения) и других.

Сумма компенсации исчисляется путем умножения суммы начисленного, но не выплаченного гражданину дохода за соответствующий месяц (после удержания налогов и обязательных платежей) на индекс инфляции в период невыплаты дохода (инфляция месяца, за который выплачивается доход, в расчет не берется). Порядок проведения компенсации гражданам потери части денежных доходов в связи с нарушением сроков их выплаты утверждены Постановлением Кабинета Министров Украины от 21.02.01 № 159.

 

Пример. В январе начислена заработная плата 150 грн., которая была выплачена в апреле. Индекс инфляции за февраль 1,023 , за март - 1,020.

Решения.

Индекс инфляции нарастающим итогом равна

1,023 1,020 = 104,3 %.

Сумма компенсации равна 150-4,3 : 100 = 6,45 грн.

 

Заработная плата является частью национального дохода государства и ее величина является показателем ее возможностей, уровня развития производства. Источником средств на заработную плату является часть дохода и другие средства предприятий, полученные в результате их хозрасчетной деятельности, а для учреждений и организаций, финансируемых из бюджета - средства бюджета.

На государственных предприятиях, учреждениях и организациях применяется тарифная система оплаты труда, которая представляет собой систему государственных нормативов, по помощью которых планируется и регулируется уровень заработной платы работников в зависимости от сложности и важности работы, ее интенсивности и условий труда.

Основой тарифной системы является тарифная ставка и тарифная сетка. Тарифная сетка - это совокупность разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов, с которыми дифференцируют заработную плату работников. Она формируется на основе ставки рабочего первого разряда, которая согласно Закону превышает законодательно установленный размер минимальной заработной платы, и межквалификационных соотношений размеров тарифных ставок.

Для рабочих могут применяться міжрозрядні тарифные коэффициенты, которые определены Рекомендациями по определению заработной платы работающих в зависимости от личного вклада работника в конечные результаты работы предприятия, утвержденными приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 31.03.99 № 44 (табл. 6.4).

 

Таблица 6.4.

Тарифные сетки приведены в рекомендациях Минтруда Украины

 

Тарифные

разряды

Тарифные коэффициенты

для предприятий, где нет сложных и высокотехнологичных работ и применяют простое оборудование

для предприятий, где нет особо сложных и высокотехнологичных работ и особо сложного оборудования

для предприятий, где есть особенно сложные и высокоточные работы и особенно сложное оборудование

И

1,0

1,0

1,0

II

1,12

1Д4

1,15

III

1,25

1,30

1,32

IV

1,41

1,48

1,51

V

1,60

1,68

1,72

VI

-

1,90

1,95

VII

-

-

2,2

VIII

-

-

2,5

 

Для руководителей и специалистов на предприятиях разрабатываются единые схемы должностных окладов, которые рекомендуется связывать с тарифными ставками рабочих (например, заработная плата директора устанавливается не выше 4,5-5 размеров средней заработной платы работника). Для руководителей и специалистов могут разрабатываться отдельные тарифные сетки, а также общие тарифные сетки по оплате труда всех категорий персонала предприятия, включающие до 17 разрядов.

Рекомендации не имеют обязательного характера и предприятия могут разрабатывать собственные показатели для оценки труда своих работников.

Тарифная ставка - это размер оплаты труда работников за единицу времени. С целью единого, на уровне государства, подхода к заработной плате, разрабатываются тарифно-квалификационные справочники, в которых приводятся квалификационные характеристики работ каждого разряда и требования, которые предъявляет работа данного разряда профессиональных знаний и трудовых навыков работника. Кодексом законов о труде и Законом Украины “Об оплате труда” установлено, что тарифная ставка рабочего первого разряда должна превышать законодательно установленный размер минимальной заработной платы. При этом следует также учитывать требования Генерального соглашения и соглашений низшего уровня. Так, Генеральным соглашением на 2004-2005 годы предусмотрено установление минимальной тарифной ставки рабочего первого разряда на уровне не ниже 120 % размера минимальной заработной платы, установленной законом.

Согласно с тарифно-квалификационными справочниками на предприятиях осуществляют тарификацию работ и работников.

Тарификация работ - это определение разрядов работ, которые выполняются на предприятии. Тарификация работников - это определение уровня их квалификации и присвоении им соответствующего разряда.

Оплата труда руководящих, инженерно-технических работников и служащих осуществляется за почасовой простой или повременно-премиальной системой. Нормативной основой для этого есть штатное расписание и схема должностных окладов.

_______________________________

1 Инструкция не применяется для определения составляющих фонда оплаты труда как базы (объекта) для начисления взносов в фонды общеобязательного государственного социального страхования, о что отмечено в самой Инструкции. Вместе с тем, Пенсионный фонд, другие фонды общеобязательного социального страхования используют ее для определения элементов фонда оплаты труда.

2 С 1 января 2009 г. минимальная заработная плата устанавливается в размере не ниже размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц (ст. 9 Закона Украины “Об оплате труда”).

3 К 1 января 2009 г. действует норма этого Закона , согласно которой заработная плата не может быть ниже стоимостную величину границы малообеспеченности в расчете на трудоспособное лицо.