Часть II
ГЕОПОЛИТИКА
ТЕМА 15
СЕВЕРОАМЕРИКАНСКИЙ РЕГИОН В ГЕОПОЛИТИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ
Поле геостратегических интересов США.
Ориентирами глобальной геостратегии США являются:
• обеспечение глобальной конкурентоспособности государства (США видят путь к реализации этой цели прежде всего в усилении регионализма);
• ослабление негативных тенденций в международной позиции страны, таких как уменьшение ее доли в мировом промышленном производстве, снижение производительности труда и т.д.;
• содержание мирового первенства с целью контроля над международным развитием, инструментами чего, по выражению ексдержсекретаря США М. Олбрайт, есть "простая логика, экономические стимулы, техническая помощь, новые соглашения, обмен информацией, насилие, угроза, санкции, угроза санкций - и любая комбинация вышеперечисленного";
• сохранение собственного превосходства путем укрепления американской безопасности, поддержки друзей, продвижения своих интересов и принципов во всем мире; поддержка балансов на региональном уровне в пользу США; доминирование в тех регионах, которые США считают жизненно важными (прежде всего в Европе и бассейне Тихого океана); сдерживание экспансионистских тенденций местных претендентов на гегемонию в отдельных регионах путем создания коалиций (позиция інтервенціоналістів);
• борьба с международным терроризмом.
Поле геостратегических интересов США можно представить в виде схемы (рис. 15.2).
Основные составляющие поля геостратегических интересов США определяющие геостратегические векторы этого государства, а именно:
• североамериканский (Канада и Мексика);
• азиатский - АТР (особенно Япония, Китай, Южная Корея), страны Ближнего Востока;
• латиноамериканский;
• европейский (страны ЕС, центрально - и восточноевропейские страны).
Широкий спектр геостратегических интересов США подтверждает высказывание 3. Бжезинского о том, что чем больше военная, экономическая и политическая мощь государства, тем больше радиус ее жизненных геополитических интересов, влияния и втягнутості этого государства в мировую политику.
Чрезвычайную роль в укреплении геополитических позиций США играет североамериканская интеграция. Хотя благодаря своей политической, экономической, военной мощи США имеют геополитическое положение, в радиусе которого - весь мир, НЕФТЬ для этой страны является сферой реализации жизненно важных интересов. Однако следует отметить, что взгляд Вашингтона в сторону североамериканских соседей не всегда был таким пристальным, как сейчас.
Осознание США того, насколько жизненно важным регионом для них является Северная Америка, в частности Канада, начало укрепляться в середине прошлого века. После поражения Франции в Европе и выхода немецкой армии до Атлантического океана Президент США Ф. Рузвельт и Премьер-министр Канады М. Кинг подписали соглашение о сотрудничестве обеих стран в сфере обороны Северной Америки. После войны обе страны приняли активное участие в создании НАТО и подписали двустороннее соглашение о совместной защите воздушного пространства Северной Америки.
Потом на некоторое время страны Западного полушария перестали быть приоритетным направлением внешней политики США. После Второй мировой войны США отдавали предпочтение трансатлантическом и тихоокеанском направлениях. Однако Канада для США оставалась важным военно-стратегическим партнером, поскольку Арктика стала главным стратегическим регионом ракетно-ядерного противостояния с СССР. "Холодная война" обратила внимание США на СССР, а следовательно усилила интерес к североамериканскому (полярного) направления геостратегии.
В конце XX в. ситуация изменилась. Расширение экономических, а затем и политических связей с Канадой и Мексикой, инфильтрация иммигрантов через границу, рост политической нестабильности в американском регионе продемонстрировали значимость взаимоотношений с ближайшими соседями. Канадский и латиноамериканский рынки вновь стали привлекательными для американского бизнеса как самый динамичный в мире.
Весомую роль сыграли открытие и разработка в Канаде и Мексике крупных нефтяных месторождений учитывая нестабильность рынка нефти в мире. Привлекательными для американцев есть и другие виды стратегического сырья - газ и уран. Поворота северного и южного соседей в сторону США способствовал и относительно быстрое развитие канадской и мексиканской экономик, образования в пределах Североамериканского континента более вместительного, чем раньше, рынка, который стал привлекать американские капиталы и расширил возможности американского экспорта. В условиях резкого наращивания американской торговли Канада и Мексика не потеряли, а укрепили свои позиции первого и третьего по объемам торговли партнеров США. Торговля США с Канадой и Мексикой начала расти быстрыми темпами.
Таким образом, в конце 90-х годов прошлого века США выработали новую внешнеэкономическую стратегию и новые подходы к либерализации международной торговли. Суть ее заключалась в том, что свои главные внешнеэкономические задачи США стремились решить не на многосторонней, а на двусторонней основе, особенно на региональном уровне.
Инициатива США по созданию блока стран Северной Америки была обусловлена двумя основными причинами. Во-первых, США опасались конкуренции со стороны ЕС и АСЕАН динамично развивались. По их мнению, НЕФТЬ могла стать противовесом этим интеграционным образованием. Во-вторых, США усматривали угрозу со стороны периферийных районов с дешевой рабочей силой. Поэтому НЕФТЬ стремится к расширению, впитывая в себя регионы с резервом дешевой рабочей силы, куда США перемещают наиболее трудоемкие производства и наращивают таким образом собственную конкурентоспособность, постепенно расширяя свои рынки. Некоторые политологи в США считают, что Северная и Центральная Америка должны занять первое место по шкале значимости для США - выше Западной Европы и АСЕАН, в связи с которыми являются необходимыми, но (с точки зрения сторонников континентального сближения) не подпадают под определение "необходимые для выживания", в отличие от непосредственных соседей США. Основные аргументы в пользу создания "крепости Америка" такие: будет обеспечен самый эффективный распределение континентальных ресурсов и обмен высокотехнологичными товарами и рабочими местами между США, Канадой и Мексикой, капитал и рабочая сила станут более продуктивными, средний уровень доходов возрастет во всех странах НЕФТЬ. По мнению американского исследователя Д. Байера, НЕФТЬ изменит стратегию корпораций, модифицирует географию ментальности граждан и постепенно создаст особую североамериканскую идентичность, которая усилит позиции региона в глобальном соперничестве.
Обращение США к ближайших соседей, как утверждают сторонники континенталізму, усилит способность США конкурировать с европейцами и японцами. Американский бизнес должен совместить недорогую рабочую силу Мексики (а то и стран Центральной Америки) с технически более совершенными американскими технологиями.
Геостратегические интересы США в Евразии и Азиатско-Тихоокеанском регионе проявляются в существовании сложной системы коалиций и союзов, инициированных главным образом США. НАТО, например, связывает наиболее развитые и влиятельные европейские государства с США, превращая тем самым США в главное действующее лицо даже во внутренне-европейских делах. Двусторонние политические и военные связи с Японией привязывают самую мощную азиатскую державу в США. США также участвуют в деятельности таких тихоокеанских многосторонних организаций, как Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), таким образом имея возможность оставаться ведущим игроком в регионе. Даже на постсоветском пространстве распространились разнообразные, поддерживаемые американцами материально, схемы сотрудничества с НАТО, такие как программа "Партнерство ради мира". Сеть специализированных международных организаций, международные финансовые институты - МВФ и Всемирный банк тоже представляют глобальные интересы США.
По мнению некоторых политологов, глобальное первенство США зависит от того, насколько долго и эффективно будет сохраняться их превосходство на Евразийском континенте. Евразия занимает осевое геополитическое положение, и государство, которое господствует в Евразии, контролирует два из трех наиболее развитых и экономически продуктивных регионов мира. Контроль над Евразией автоматически повлечет за собой подчинение Африки, превратив Западное полушарие и Океанию в геополитическую периферию Центрального континента мира. Концентрация внимания на ключевых действующих лицах и ситуации на континенте является отправной точкой для формулирования геостратегии США с учетом перспективы реализации геополитических интересов США в Евразии.
В краткосрочной перспективе США заинтересованы в укреплении и сохранении "геополитического плюрализма" на карте Евразии. Это должно предотвратить появление враждебной коалиции, которая смогла бы бросить вызов ведущей роли США. А в среднесрочной перспективе нужен поиск важных и в стратегическом плане совместимых партнеров, которые способны были бы создать под руководством США транс'євразійську систему безопасности.
Южная Америка с конца Второй мировой войны находилась на периферии американских приоритетов. Сегодня США уделяют большое внимание развитию отношений со странами Латинской Америки. Активизируя свою деятельность в этом направлении, США стремятся создать действенную противовес Восточно-азиатском и Западноевропейском регионам. На начало XXI в. на Латинскую Америку приходится общего американского экспорта и 2/3 его прироста. Существенным стимулом для развития сотрудничества США с латиноамериканскими государствами торговые соглашения. В апреле 1998 г. Президент США и руководители 33 стран Западного полушария начали переговоры о создании зоны свободной торговли в Америке (ФТАА) - рис. 15.3. Присоединение США к ФТАА имеет важное значение по нескольким причинам. В последние годы страны Латинской Америки активизировали взаимное сотрудничество, интерес к развитию торговых отношений с ними проявляют страны ЕС, которые являются серьезными конкурентами США в этом регионе. По мнению специалистов, если США не станут участником ФТАА, они потеряют свои конкурентные преимущества на рынке Западного полушария. Присоединение США к создаваемой зоны свободной торговли в Америке будет способствовать либерализации торговых отношений США со странами этого региона и увеличению американского экспорта. Кроме того, Вашингтон предоставляет ФТАА также политического значения, рассматривая объединения как инструмент борьбы с наркобизнесом, фактор охраны окружающей среды и укрепления демократии в Латиноамериканском регионе.
Стратегия государственной поддержки американского экспорта в этом регионе предусматривает ряд мер: увеличение объемов финансирования американского экспорта в страны Латинской Америки, содействие двустороннему сотрудничеству в самых выгодных для США секторах экономики, помощь государствам Латинской Америки и Карибского бассейна в организации внешней торговли через электронную сеть, поддержка малых и средних американских компаний, которые намерены действовать на этом рынке, содействия развитию инфраструктуры в регионе, защиту американских компаний, которые вкладывают инвестиции в экономику стран региона и т.д.
Для того чтобы конкурировать с Европой и Азией, которые до этого были в фокусе американских интересов, и сохранить мировое лидерство, Вашингтон сегодня должен активно сотрудничать с Латинской Америкой в направлении создания общего рынка Западного полушария. Канада уже открыта, наступает время наступления на юг. Некоторые создатели "крепости Америка" считают Канаду и Мексику лишь первым редутом. США, по их мнению, после подписания НЕФТЬ не должны ограничиваться Мексикой, им следует активизировать движение на юг и в идеале ввести всю Южную Америку в сферу своих первоочередных интересов.