Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 5 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Фонетика. Орфоэпия. Орфография

 

Урок № 112

Тема. Лексикология. Работа со словарями

 

Цель:

· обучающая: повторить, обобщить и систематизировать учебную информацию учащихся по теме «Лексикология», расширить словарный запас учащихся, формировать умение уместно употреблять слова в своей речи, совершенствовать навыки работы со словарем;

· развивающая: развивать творческую индивидуальность, наблюдательность, память, внимание, логическое мышление учащихся, обогащать словарный запас, повышать языковую и речевую культуру пятиклассников;

· воспитательная: с помощью мовленнєво-коммуникативного дидактического материала вызвать интерес к обучаемому материала.

Внутрішньопредметні связи: культура речи и стилистика, текст (риторический аспект), грамматика.

Межпредметные связи: художественная литература.

Оборудование: учебник, карточки, карта путешествия, толковый словарь.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА

Слово-приветствие

День добрый, друзья,

Еще один урок

К вам пришел по расписанию сегодня.

Итак озброймось книгой и пером,

Чтобы упірнуть в языковую нам бездну.

Готовы ли вы работать? Покажите смайликами свое настроение.

 

II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА

Игра «Отгадай ключевое слово»

► Заполните клетки кроссворда и прочитайте первые буквы.

1. Южная вечнозеленое фруктовое растение или его плод, кислый на вкус.

2. Наука о морали и поведение людей.

3. Устное народное творчество, вид которой любят маленькие дети.

4. Оно - не воробей, вылетит - не поймаешь.

5. Буква, с которой почти никогда не начинается слово.

6. Самая полосатая и сладкая ягода.

7. Помещения для стоянки и ремонта самолетов.

 

 

Стратегия «Рюкзак»

► Определите, какие знания и умения понадобятся на уроке, несмотря на тему.

 

III. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Мини-тест

· Что такое лексика?

· Что вам известно о лексике нашего языка?

· Что значит однозначное и многозначное слово?

· Что значит прямое и переносное значение слова?

· Какие есть группы слов по значению?

Работа над загадкой

► Найдите слова-синонимы в загадке, выпишите их и отгадайте загадку. Объясните лексическое значение синонимов по словарю.

Съезжались дочери в гости к деду:

Вот там Пурга санками едет,

За ней Метелица вслед метет,

Вьюга Хугу с собой ведет.

А только ветер в поле мантии,

Как станут на грани Хуртеча и Завия.

Наконец вдвоем с Метелью приехала

Наименьшая - любимая доченька - Метель.

(Мороз)

Игра

► Указанных слов подберите близкие по значениям и подчеркните в них третью букву - прочитаете их общее название. При необходимости воспользуйтесь словарем синонимов.

Довольно - довольно. Случай - приключение. Ровесник - сверстник. Гроздь - гроздь. Офис - контора. Дрема - дремота. Помощь - помощь.

► Что называется синонимами? Какова их роль в речи?

«Поэтическая минутка» (стилистический эксперимент)

► Прочитайте стихотворение, в подчеркнутых слов по словарю подберите синонимы:

Баба Вьюга, седая Вьюга

На метальній метле приехала,

В дверь стучала, селом лазило.

- Люди добрые, дайте решето!

Ой просію я белая мука,

Потому что в полях еще очень пусто.

Л. Костенко

Работа над текстом

► Прочитайте текст. Есть ли в тексте незнакомые слова? Определите тему текста и главную мысль, тип и стиль речи. Есть ли в тексте антонимы, синонимы? Как вы понимаете словосочетание «малая» и «большая» Родина? За что мы любим свою Родину? Что бы вы хотели сделать, чтобы наша Родина стала лучше?

Народная мудрость завещает: «Куда не поедешь, куда не пойдешь,более родного края нигде не найдешь...»

Любовь к родному краю («малой» родины) всегда перерастает в любовь к «большой» Родины - Украины. Под Родиной понимают страну, государство, народ, который создал ее в процессе своего исторического развития, совокупность материальных и духовных условий жизни людей, территории, социально-экономическую структуру, культуру, быт, язык, традиции и т.д.

Родина для каждого конкретного сознательного гражданина настолько близкая, родная, святая, что она сравнивается с самым светлым образом - матерью. Как и родина, Родина у человека одна. Ее не выбирают, ею не спекулируют, тем более не продают» (Из книги «Гражданское воспитание учащихся в условиях украинского государства»).

Словарная работа (по толковому словарю)

Сознательный, -а, -е: 1. Который имеет сознание. 2. Связан с развитием ума, осознанный, умный. 3. Который правильно понимает и оценивает окружающую действительность.

Самостоятельная работа

► Найдите и выпишите из текста:

Вариант 1: пару антонимов; Вариант 2: синонимический ряд.

Аудіативна упражнение

► Прослушайте текст и объясните, почему друзья не могли найти на рисунке княжьей дружины. С какой группой слов связан в этом тексте слово «жена»? Как они называются?

«...Готовили уроки истории втроем. Собирались чаще всего у Соньки, раскрывали книжку с рисунками и долго их рассматривали. Особенно поразил нас рисунок, где был изображен князь Олег со своей женой. Так и было написано: «С женой», и мы озадачились долго искали среди усатых, вооруженных мечами и копьями мужиков, которые сидели на лошадях, ту князеву жену.

- Она, видно, где-то позади, - наконец, решил Ваня. Сонька не была бы Сонькой, когда бы не возразила.

- И вовсе не позади! Она дома осталась: князю борщ варит» (А. Димаров).

Сочинение-пятиминутка «Выдающиеся украинцы»

► Которых выдающихся князей знаете? Чем они отличились в истории Украины? Расскажите об одном из них (Например, в общенациональном рейтинге выдающихся украинцев первое место занял Ярослав Мудрый - великий князь Киевский...)

Редактирования текста. Дидактическая игра «Умное перо»

► Измените текст, запишите его правильно. Определите тип ошибки. Какова основная мысль текста? Какова роль синонимов в речи?

«Мы счастливы, что родились в такой прекрасной, живописной земли. Земля эта - наша славная Украина. На этой земле жили прадеды, деды, на этой земле живут наши родители. Это наша родная земля, ведь здесь корень рода украинского, достигает глубокой древности. И где бы не были, везде чувствуем зов родной земли. Ведь каждый уважает и любит свою родную землю».

Игра «Пятый лишний»

► В каждой группе найдите лишнее слово, объясните свой выбор.

1. Голубой, сиреневый, барвинковый, голубой, лазурный. 2. Хотение, желание, терпение, жажда, жажда. 3. Грусть, тоска, скорбь, плач, печаль. 4. Одевать, украшать, квітчати, украшать, украшать цветами.

Тест-классификация «Кто быстрее?» Работа в группах

► Первая группа записывает слова - синонимы, а вторая - однокоренные и обозначает в них корень.

Лес, роща, байрак, бор, пуща, роща; пламенный, багряный, пурпурный, кумачовый; дедушка, дідуньо, старичок, дідище, дідочок;говорит, говорит, шепчет, лязгает, болтает; изба, избушка, хатка, хатонька, хижина; лес, лесок, перелесок, подснежник, пралес, лесок, лесник, лесовик.

Игра «Найди пару»

► Как называются образованные пары? Прочитайте третью букву в тех словах, что вы подобрали. С какой целью мы используем их в речи? Где чаще всего употребляются антонимы? (Загадки, пословицы.)

Трудолюбивый - правда. Кривда - ленивый. Ясный - лето. Полезный - здоров. Больной - ненавидеть. Зима - вреден. Любить - теплый.

Групповая работа

► Выполните задания на карточках в группе и прочитайте написанное вслух (не читая инструкций). Учащиеся других групп должны догадаться, какие инструкции выполняли, проанализировать, правильно подобранные языковые средства в зависимости от ситуации.

1-я группа

Представьте, что вы археолог 2250 года. Вся информация на вашей планете заложена в компьютеры. Поэтому, конечно, вы впервые увидели словарь. Сделайте описание вашей сенсационной находки.

2-я группа

Представьте, что вы журналист. Подумайте над такой проблемой: нужны ли нашим современникам словари? Какие новые словари вы бы предложили? Не забывайте, что вам нужно осветить проблемный вопрос, опираясь на различные точки зрения.

3-я группа

Вы - писатель. Вас пригласили на встречу со школьниками. Как бы вы рассказали о словарь? Подумайте над образами, которые можно использовать (вспомните произведения из литературы).

4-я группа

Представьте свой разговор с мамой. Вы хотите убедить ее, что вам позарез необходим словарь. Дайте образец соответствующей беседы (помните, что для разговора характерны неполные предложения, бытовая лексика).

«Народ скажет - как завяжет»

► Вспомните и запишите пословицы по указанным словам, подобрав к ним антонимы по словарю:

1. Посеешь - пожнешь (что посеешь, то и пожнешь).

2. Ученье - неученье (учение - свет, неученье - тьма).

3. Труд - лень (труд человека кормит, а лень портит).

4. Начинает - кончает (ласточка день начинает, а соловей его кончает).

Загадка

► Отгадайте загадку. Или одинаковое понятие имеют слова «журавль» в первом примере и «кран» во втором? Объясните их значение. Как называются эти слова?

Друг мой воду набирает,

Я же в теплые края улетаю.

(Журавль)

                                           

Тезка мой построит дом,

Я дам воду в доме том.

(Кран)

«Найдите омонимы»

Эй, стрельцы, хватайте луки,

И бегите бегом на луга!

Комарня там весьма сита -

Настріляйте три сита.

Я возьму легкий прут,

Погоню гусят на Прут.

Хоть купатиму не в мыле,

Станут все чистые и милые.

Скажите, эту іграшечку зовут

Коровой или волком зовут?

Ну и желающий брат мой Игорь

До всяких резвых игр.

Где какая в мире игра,

С удовольствием в нее играет.

Работа в группах

► Запишите омонимы в такой последовательности:

1-я группа - слова или словосочетания, которые одинаково звучат, но имеют разное значение и написание.

2-я группа - разные по значению слова, имеющие одинаковое написание, но различающиеся произношением.

3-я группа - разные слова, совпадающие по звучаниями только в отдельных грамматических формах.

Любо, любо; следует ковать, следить; воды, воды; горы, горы; эпохой, к бою; мука, мучение; замок; потри, по три; роман, Роман; нанес, на нос; дорога, дорога, горка, горка; лебедка, лебедка.

Ситуативная игра

► Постройте диалог с одноклассником о значение словарей в жизни человека.

 

IV. РЕФЛЕКСИЯ

► Выскажите свои впечатления от урока, продолжив предложения:

· Наибольшие трудности я почувствовал ...

· На следующих уроках мне хотелось бы ...

· Я понял, что ...

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (ПО ВЫБОРУ)

► Выполните упражнение по учебнику.

► Выпишите из толкового словаря 10 слов с толкованием.

► Подготовьтесь к презентации словаря (на выбор).