Фонетика. Орфоэпия. Орфография
Урок № 113
Тема. Лексикология. Тренировочные упражнения
Цель:
· обучающая: повторить знания учащихся о лексикологию, систематизировать и углубить знания о синонимы, антонимы, омонимы, однозначные и многозначные слова, слова с прямым и переносным значением, учить учащихся правильно употреблять слова в устной и писемному речи;
· развивающая: развивать мышление, речь, внимание, память, культуру устной и письменной речи;
· воспитательная: воспитывать чувство любви к природе, к родному слову.
Внутрішньопредметні связи: культура речи и стилистика, текст (риторический аспект), грамматика.
Межпредметные связи: художественная литература.
Оборудование: учебник, карточки, карта путешествия, толковый словарь.
Тип урока: урок повторения (урок-путешествие).
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА
Сегодня у нас необычный урок.
Сегодня мы сделаем еще один шаг
В прекрасную страну, в страну прекрасную,
Что всех нас учит и обогащает язык.
II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА
А чтобы попасть в эту замечательную страну, мы отправимся в морское путешествие на большом лайнере, который имеет название «Лексика».
Поставим себе цель повторить изученный материал из раздела «Лексикология», углубить свои знания и убедиться, что мы грамотные и любознательные, что знаем родной язык.
Эпиграфом урока записан на доске высказывание известного украинского поэта Д. Белоуса, который создал несколько прекрасных стихотворных книг о языке.
Ты постаєш в ясной обнове,
как песня линеш, родное слово.
Ты наше чудо калиновое,
любимая материнская мово!
Д. Белоус
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Умственная разминка
· Что называется лексикой?
· Что понимаем под лексикологией?
· Что такое лексическое значение слова?
· Какие слова называются синонимами? антонимами? омонимами?
· Какие слова называются многозначными? однозначными?
· Что вы знаете о прямое и переносное значение слова?
· Есть в эпиграфе нашего урока слова с переносным значением?
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Допуск на лайнер. Эстафета «Морской словарь»
► На карточках записаны в колонку «морские слова». Вы должны объяснить лексическое значение каждого слова (по словарю).
Моряк (человек, который служит во флоте).
Морской (то, что касается моря).
Лайнер (большое пассажирское или грузовое судно).
Каюта (небольшая отдельная комната на судне, где размещаются члены команды и пассажиры).
Море (большой водоем с горько-соленой водой).
Капитан (командир корабля).
Круиз (путешествие водой).
Игра «Аукцион»
Дети, первая страна, в которую мы попали, называется Синонимов. В стране Синонимов живут слова-побратимы, то есть те, которые во всем готовы стать за своего названного брата, прийти на помощь, заменить его в нужную минуту.
► На доске записано по одному слову из синонимического ряда. Надо назвать слова-синонимы. (После каждого варианта учитель, отмечая молоточком, провозглашает: «Слово ... раз, ... два, ... три, ... слово принято, синонимический ряд дополнен». Ученик, который последним заканчивает синонимический ряд, объявляется победителем.)
Печаль (грусть, печаль, ...)
Сильный (сильный, крепкий, ...)
Метель (вьюга, завия, ...)
Ласково (мило, приветливо, ...)
«Загадочный» словарь
► Раз мы так хорошо знаем «морские слова», можно отправляться в круиз. Чтобы завести лайнер, нужно отгадать загадку:
Тарасик набігавсь,
примчался со двора.
Уже и за уроки
садиться пора.
Вот стишок выучил,
задачи сделал.
В дневник как глянул -
тревогу забил.
Гласить непременный
школьный блокнот:
«Принести в школу
клумачний словарь».
Задания в классе
он сам записал.
А что за словарь-то -
и до сих пор не узнал.
Прибежал к бабушке,
что стирала полотенце:
- А что такое,- говорит,-
клумачний словарь?
Сестренка смеется,
скорая на язык:
- Сам,- говорит,- доклумай,
Какой это словарь!
Помогите Тарасиком. Объясните, о какой словарь идет речь. (Презентация словаря.)
Слуховой выборочный диктант
► Ученикам варианта 1 записать слова, близкие по значению, но различные по звучанию и написанию к слову лес, ученикам варианта 2 - к слову метель.
Ой, какая замечательная украинская речь,
Где берется все это, откуда и как?
Есть в ней лес, лесок, лесок,
Пуща, роща, дубрава,
Бор, перелесок, чорноліс.
Есть еще и байрак.
И такая же роскошная, и гибкая, как мечта,
Можно «откуда» и «откуда»,
Можно и «откуда».
Есть в ней метель, вьюга, завия,
Вьюга, метель, хуга, метель.
О. Підсуха
Работа в группах «Лингвистическая эстафета»
Объединитесь в 5 групп. Каждый член группы должен подобрать к предлагаемому слова синонимично, то есть образовать синонимический ряд, записать его и передать следующему ученику. Он тоже должен записать это слово, если знает. Если не знает, ставит знак «-» и очень быстро передает товарищу. Слова не должны повторяться. Последний член группы, записав слово или поставив знак «-», рядом ставит знак //, что означает: группа работу закончила. Быстро эту карточку передает следующей группе. Эта еще следующей и так эта карточка ходит по кругу, пока последняя группа не закончит работу. Но обязательно каждая группа, каждый член группы пишет или слово, или ставит знак «-»и обязательно знак «//». Все это делается за очень короткое время.
Карточка № 1 - говорить;
Карточка № 2 - идти;
Карточка № 3 - пурга;
Карточка № 4 - думать.
Выборочный диктант
► Найдите в предложениях синонимы к слову ітщ по словарю объясните оттенок значения.
1. Ой три пути широкой воедино сошлись. 2. На чужбину с Украины братья разошлись. 3. Быстро летние дни проходят, идет уже зима... (И. Вирган) 4. На родную землю я пришел. Пройдут века, наступит вечное лето. 5. Ой не ходи, Грицю, та й на вечорниці. 6. Под заборами бежит мать свою дочь перенимать. «Вернись,- говорит,- не слышишь? Куда ты чимчикуєш? (Народное творчество) 7. Все свои четыре десятины обошла Докия до зари. Едва уже чапала домой, уставшая и радостная (Г. Стельмах). 8. Только ночью была оттепель, снег таял словно ранней весной. Еще и утром приходилось не идти, а чапати по снежной каше (Ю. Збанацкий). 8. Возвращался он на рассвет и не шел домой, а шел к риге, где было свежее сено (А. Шиян). 9. Пройдя несколько ходов, они перебрались через глубокую балку и с милю шли жидким лесом.
Упражнение «Лишние глаголы»
► Выберите нужное слово из указанных в скобках синонимов и запишите с ним предложение. Ответ обоснуйте.
(Спит, дремлет, дремлет земля под глубоким снегом. Девушка хитро (смеется, умирает от смеха, хохочет, улыбается). Ивы (горюют, скорбят, сокрушаются, скучают) над водой. Ученики (говорили, вели разговор, разговаривали, рассказывали) об истории родного края.
«Страна Антонимов»
Повернув штурвал влево, капитан увидел в воде необычную бутылку, в которой находилась старая книжечка с пословицами, а прочитать не может, некоторые слова стерлись.
Загадочные пословица
► Восстановите пословицы. Какие слова пропущены? Как их можно назвать?
Тяжело в учении, но ... в работе.
Маленькая работа лучше ... безделья.
Мягко стелет, да ... спать.
Что утром не сделаешь, то ... не догонишь.
На черной земле... хлеб родит.
Работа в группах. Эстафета «Кто быстрее?»
► Подберите по словарю антонимы к разным значениям многозначного слова (задания на карточках).
1-я команда
- сухую одежду
- сухая погода
- сухой хлеб
- сухой язык
- сухое лето
2-я команда
- чистые руки
- чистая совесть
- чистое небо
- чистый снег
- чистая река
3-я команда
- свежий хлеб -
- свежий журнал -
- свежая рубашка -
- мягкий климат -
- мягкий матрас -
Самостоятельная работа
► В каждой колонке найдите и выпишите пару слов, которая не является антонімічною. Ответ обоснуйте, используя словарь антонимов.
Вариант 1
Лето - зима;
Стена - потолок;
Вверх - вниз;
Вариант 2
Высокий - низкий
Трудно - легко;
Дальний - чужой;
Упражнение «Восстанови пословицу»
► На доске записаны пословицы, в которых пропущено слово, которое является антонимом к одному из записанных. Подберите его и запишите. (Задание от «слов с противоположных берегов»)
Декабрь год кончает - зиму ... (начинает).
В июне на поле густо, а в амбаре... (пусто).
Осень собирает, а весна ... (съедает).
Игра «Скажи без задержки»
Белый (черный), тяжелый (легкий), большой (маленький), высокий (низкий), верхний (нижний), громко (тихо), весело (грустно), смеяться (плакать), хвалить (ругать), здороваться (прощаться), вставать (садиться), добро (зло), правда (ложь), мир (война), холод (тепло), чистота (грязь), радость (горе), встречать (провожать), болеть (выздоравливать), день (ночь), толстый (тонкий).
«Страна Омонимов»
Мы знаем, что тезками называют людей с одинаковыми именами. Слова, что живут в этой стране, одинаковые по звучанию и разные по значению, также можно назвать тезками. Как называются такие слова? (Омонимы)
Загадки
· Какой прут не можно переломить? (Реку)
· Летают ли ключи? (Клюкве)
· Слово - это старинное строение / 3 остряками каменных башен. / Только что изменишь ты ударение слова - То сразу строение замкнеш. (Замок-замок)
· Какой косой травы не накосиш? (Девичьей)
· На какой скамье не усидишь? (На вулканической)
· И предлог я и нота, / Всегда у меня есть работа. (К)
Игра «Конструктор» (дифференцированное задание)
► Какие слова называются омонимами? Какова их роль? Как называется стихотворение-шутка, в которой есть омонимы?
Ну и желающий брат мой Игорь
В веселых, подвижных игр.
Где какая в мире игра,
С удовольствием в нее играет.
► Средний уровень: с предложенными словами-омонимами составьте предложение.
► Достаточный уровень: с предложенными словами-омонимами составьте текст.
► Высокий уровень: с предложенными словами-омонимами составьте каламбуры.
Дорогая, милая, нос, воз, пара, бал, пожалуйста.
Игра «Выбери и докажи»
► Назовите среди перечисленных слов однозначные, определите их лексическое значение.
Отголосок, гитара, достойный, блин, земля, энциклопедия, Винница, желтый, глаз, золотой, дрожать, юмор, директор, дорога, элеватор, пациент, язык, наречие, острый, месяц, загореться.
Работа у доски
► На доске написаны предложения, объясните лексическое значение выделенных слов по словарю.
1. Дружно открыли огонь по врагам (Из газеты). 2. Глаза сияют молодым огнем (3 беседы). 3. Это девка - огонь (Народное творчество). 4. У него все огнем горит. 5. Плачут голые деревья, плачут соломенные крыши, душа уже неделю плачет. Умывается слезами скудная земля (Г. Коцюбинский). 6. Ежедневно тщательно умывается.
Работа в группах
1-я группа
► Найдите предложение, в котором неправильно употреблено слово «принимать», отредактировать его.
1. Юноши принимают присягу на верность Украине (3 газеты). 2. На случай гибели сержанта, принимаю командование я (О. Довженко). 3. Наталья принимает участие в соревнованиях по теннису(Из разговора). 4. Ел бы глазами, и душа не принимает (Народное творчество). 5. Прошу принять решение как можно быстрее (Из заявления).
2-я группа
► Подберите правильный вариант ответа:
Самая Высокая Карпат ... |
Точка, точка |
Моя песня ... |
Любимая, любимая |
Он любил ... в чужие дела |
Вмешиваться, вмешиваться |
Утром он еле глаза ... |
Открыл, открыл |
Он забыл дверь ... |
Закрыть,закрыть, |
Ты забыла свет ... |
Выключить, исключить |
Я загляну на день ... |
Следующий, следующий |
У меня новая книжка ... |
Иллюстрированная, иллюстративная |
Сегодня он едва глаза ... |
Открыл, открыл |
У Пети ... ответ |
Верная, правильная |
Моя мама лучшая ... |
Сама, най |
3-я группа
►В каком предложении из указанных в скобках слов возможен каждый из вариантов?
1. Рекламу разместили в наиболее (людных, человечных) местах (Из разговора). 2. В народной медицине мед имеет (целебные, лекарственные) свойства (3 календаря). 3. На фото: П. Тычина - в центре, М. Винграновский (слева, слева), В. Шевчук (справа, справа) (Из газеты). 4. У депутатов возникли (колебания, сомнения, колебания) (3 газеты).
4-я группа
► В первую колонку запишите однозначные слова, а во вторую - многозначные.
Суффикс, добрый, крыло, биссектриса, грипп, зеркало, туман, батист, ежевика, рожь, лава, вулкан, рыба, Киев, Десна, Карпаты, солнце, горячий, ряд, сила, пылкий, шайба, малахит, Франция, красота, лицо.
«Страна Слов с прямым и переносным значением»
Нас встречают слова с переносным значением.
Работа в парах
► Узнайте слова с прямым и переносным значением и запишите.
(Один записывает слова с прямым значением, другой - с переносным)
Разжечь ссору - разжечь в печи
холодная вода - холодная человек
разбитые мечты, разбитые тарелки
спит лес - спит человек
поет душа - поет девушка
острый нож - острый язык
теплый день - теплый взгляд
шепчет мальчик, - шепчет трава
Распределительный диктант
► В первую колонку запишите словосочетания с прямым значением, во вторую - переносным. Выясните значение прилагательных теплый, жидкий, гореть в приведенных словосочетаниях.
Тепла утюг, теплый свет, теплая одежда, теплое приветствие, теплая встреча, теплый день, теплое слово, теплый цвет, теплые мысли. Жидкие лестницы, жидкая сметана, редкий случай, редкие встречи, жидкий лес, редкие волосы, жидкий дождь, жидкая смесь, жидкий стечение обстоятельств, горели звезды, горит-дрожит река, нам не горит, лицо горело, у нее в руках все горит, на тебе обувь горит, рожь в поле горело.
Работа над текстом
► Прочитайте, определите тему и главную мысль. Из предлагаемого текста выпишите слова, употребленные в переносном значении, и объясните написание выделенных слов.
КЛЕН
Клен, свернув в красноватые трубки свое лапчасте листочки, долго не разворачивает его. Он настойчиво ждет. Ему нужно много света и тепла. Когда розкотиться первый гром и повеет летней жарой, тогда клен вмиг развешивает узорчатые ряда широкого лапчатой листья.
Шелест кленовых листьев звучит робко и тихо. С холодом он не спорит: при первом же его натиска клен быстро меняет свой цвет. То бледно-желтый, то нарядночервоний и оранжевый, он сбрасывает с себя тонкое, красочное умирающее листья (По Ю. Збанацкой).
V. ИТОГ УРОКА
«В порту»
· Понравилась ли вам путешествие?
· А что не понравилось?
· Что вы расскажете о сегодняшнем путешествии дома?
· О какие группы слов по значению помните?
· Как называется наш лайнер и что это означает?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (ПО ВЫБОРУ)
► Выполните упражнение по учебнику.
► Напишите сочинение-миниатюру о языке, использовав синонимы.
► Составьте диалог о культуре речи, используя слова в прямом и переносном значениях.