Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 5 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Фонетика. Орфоэпия. Орфография

 

Урок № 111

Тема. Лексикология. Группы слов по значению

 

Цель:

· обучающая: повторить материал по теме «Лексикология», углубить знания учащихся о группах слов по значению, закрепить навыки распознавания, определения и использования в речи омонимов, синонимов, антонимов, совершенствовать умение учащихся отличать омонимы от многозначных слов, правильно употреблять их в речи;

· развивающая: развивать логическое мышление учащихся, долговременную образную память, умение определять существенное, глубоко, вдумчиво анализировать выполняемую работу, развивать воображение, активизировать познавательную деятельность учащихся; обогащать словарный запас, повышать языковую и речевую культуру пятиклассников;

· воспитательная: с помощью мовленнєво-коммуникативно-дидактического материала воспитывать любовь к родному слову, к Родине; воспитывать желание учиться.

Внутрішньопредметні связи: культура речи и стилистика, текст (риторический аспект), грамматика.

Межпредметные связи: художественная литература.

Оборудование: учебник, карточки, мяч, предметные рисунки.

Тип урока: урок повторения.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА

Словесная разминка

В народе говорят: «Слова искреннего поздравления дорогие угощения». Дети, поздравьте друг друга. Улыбнитесь, и к вам придет радостное настроение. Хочу, чтобы вы были уверены в себе и довольны собой. А человек лишь тогда может быть довольна, когда достигает определенных успехов, преодолевая препятствия, когда говорит: «Мне это удалось». Предлагаю вам сегодня на уроке раскрыть свои способности.

 

II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА

Учитель. Мы подведем итоги и повторим изученный на уроке материал.

На уроке вы должны доказать, что знаете группы слов по значению и умеете подбирать синонимы, омонимы, антонимы к словам; анализировать группы слов по значению, сравнивать их между собой и делать выводы; использовать изученные лексические языковые средства в речевых ситуациях, совершенствуя речевое оформление высказывания; употреблять слова в соответствии с их значений.

Метод «Микрофон»

► Скажите, чего вы ожидаете от сегодняшнего урока?

 

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Беседа

· Что изучает лексикология? (Раздел науки о языке, который изучает все имеющиеся в языке слова.)

· О чем вы уже узнали на уроках лексикологии? (Лексика украинского языка чрезвычайно богата; слова однозначные и многозначные; многозначные могут употребляться в прямом и переносном смыслах.)

· А что мы называем лексикой? (Все слова, употребляемые в языке, составляют ее лексику.)

· Какое значение слова называется лексическим?

· Что поможет узнать лексическое значение слова? (Лексическое значение слова объясняется в толковом словаре.)

· А какие еще словари вам известны? (Словарь синонимов украинского языка, словарь антонимов украинского языка, этимологический словарь украинского языка.)

· Какие слова называются однозначными, а какие - многозначными?Приведите примеры,

· Какое значение слов прямое, а какое переносное? Объясните на примерах,

· Синонимами называются...

· Антонимами называются...

· Омонимами называются...

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Отгадывание загадок

► Отгадайте загадки, определите антонимы. Запишите загадку, которая больше всего понравится.

1. Ходит кругом стук и динь, переводит ночь и день. (Часы) 2. Всем расскажет все приключения, А именно молчит из рода. (Книга) 3. Белый зайчик прыгает по черному полю. (Мел и доска) 4. Стоит дом. Войдешь в него слепым, а выйдешь зрячим. (Школа) 5. Белое поле, черное семя, кто его сеет, тот разумеет. (Книга) 6. Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идет, глаз нет, а плачет. (Облако) 7. Привяжи - пойдут, відв'яжи - останутся. (Лыжи) 8. Как живет - лежит, умрет - побежит. (Снег)

Индивидуальная работа

Карточка 1

► К указанным словам подберите антонимы. С парой антонимов составьте предложение.

Товарищ. Редко. Сухой. Неудача.

Карточка 2

► К предлагаемым словам подберите синонимы. Составьте предложение с одним синонимическим рядом.

Приятель. Хороший. Давний. Труд.

Карточка 3

► 3 каждым омонимом составьте два предложения:

Ключ. Пожалуйста.

Творческий диктант со стилистическим заданием

► Подберите антонимы к многозначных слов в указанных словосочетаниях.

Сухую одежду. Сухая погода. Сухой хлеб. Сухая речь. Сухое лето. Сухие цветы. Чистые руки. Чистая совесть. Чистое небо. Чистый снег. Чистая река.

Выборочный диктант

► Послушайте поэтические строки. Выпишите омонимы.

Вариант 1

Думы мои, думы мои,

Цветы-мои дети.

Вырастал вас, ухаживал за вас.

Где ж мне вас дети?

Т. Шевченко

Вариант 2

Поэзии ясное светило.

С тобою жить, тебя любит!

Более ста лет ты светило,

И будешь вечно с нами жить.

Т. Шевченко

«Проба пера»

Слово учителя. Сегодня на уроке мы попробуем отредактировать поэтические строки. Автору было, видимо, сложно подобрать нужное слово. Поэтому он оставил эту работу вам. Ведь среди вас есть ученики, которые чтят поэзию, любят стихи, а я надеюсь, что вы все справитесь с задачей.

► Подберите такие слова, чтобы они в стихи рифмовалось. Спишите, раскрывая скобки.

Как вырасту, построю (дом, дом, домик),

На хате колесо (прикріплю, приладнаю, прибью),

А там я поселю (крылатую, летучую),

Лелечу, клекітну (пару, семью, семью).

Пусть разводится, (селится, гнездится).

По всем деревьям и (домах, домах, домах),

Пусть мне каждую ночь (кажется, снится, употребляется),

Что я летаю как (птица, птица).

Поисковая работа (у доски)

► В предлагаемых словосочетаний подберите антонімічні. Сделайте вывод и ответьте на проблемный вопрос: могут ли у одного и того же слова разные антонимы? (Многозначное слово может иметь несколько антонимов на каждое значение.)

Старая тетрадь - новый тетрадь;

Старый дуб - молодой дуб;

Тихая погода - ветреная погода;

Тихая улица - оживленная улица;

Зеленый плод - спелый плод;

Зеленый юноша - опытный юноша.

Физкультминутка «Мяч со словами»

► Назовите слово и бросьте мяч соседу по парте,

другом - поймать мяч, назвать антоним к слову, передать следующей паре учеников по своему ряду.

Белый - черный; жар - холод; быстро - медленно; радостно - грустно; смелый - трус; мягкий - твердый; война - мир; покупать - продавать; сильный - слабый.

Работа в группах. Игра «Третий лишний»

► Определите, какое слово лишнее. Почему? Подберите к слову, что является третьим лишним, антоним. Составьте предложение с парой антонимов.

Карточка 1

День, ночь, утро.

Веселый, быстрый, грустный.

Говорить, молчать, стоять.

Карточка 2

Любить, ненавидеть, радоваться.

Чужой, родной, близкий.

Добро, зло, радость.

Карточка 3

Трудолюбивый, ленивый, полезный.

Радость, печаль, счастье.

Бездельничать, работать, говорить.

Карточка 4

Темный, светлый, полезный.

Покупать, продавать, любить.

Свет, тьма, друг.

Творческая работа (Метод «Граффити»)

Слово учителя. Ежедневно вы взрослеете! Узнаете все больше нового. Верю, что вы станете настоящими патриотами своей Родины. А кто такие патриоты? Это те, кто любит свою Родину. А вы будете продолжать дело своих родителей, будете заниматься любимым делом, примножуватимете богатства родного края. Одним словом, делать все для того, чтобы наша Родина стала еще лучше, будете творить. Сегодня ваша задача - хорошо учиться. Стране нужны образованные люди. Вы все талантливые. Среди вас есть поэты и прозаики. Вот вам разноуровневые задания.

Тема: «Моя Украина».

► На 12 баллов - составить поэзию;

► На 9 баллов - составить связный текст (3-4 предложения);

► На 6 баллов - составить одно предложение.

Игра «Кто больше»

► К указанным словосочетаниям подберите синонимы и антонимы и заполните таблицу:

 

свежий хлеб

мягкий

черствый

свежая газета

сегодняшняя

вчерашняя, давняя

свежая рыба

живая

мороженая

свежие огурцы

зеленые

соленые

свежая рубашка

чистая

грязная

свежее лицо

бодрое

заморене

 

Лингвистическая задача

«Однажды на заседании кружка изобразительного искусства учитель предложил детям нарисовать по памяти предметы: учащимся И ряда - лисичку; II - косу; а третьего - скамейку. Следя за работой, учитель обнаружил, что дети рисуют различные предметы. Почему такое случилось? Сколько было членов кружка, если каждый из них рисовал свое? Что, в конце концов, они нарисовали?»

► Какие предметы были нарисованы?

Вот перечень нарисованного:

Лисичка - животное, лисичка - гриб;

Лавка - магазин, лавка - мебель;

Коса - девичья, коса - песчаная коса, коса - орудие труда.

Ответ: 7 учеников было на заседании кружка.

Работа над пословицами

► Выпишите из пословиц антонимы, объясните значение пословиц.

1. Учение свет, а неученье - тьма. 2. Как есть начало, то будет и конец. 3. Правда неправду перевесит. 4. Зимой солнце так смеется, что окна плачут. 5. Мягко стелет, да твердо спать.

Индивидуальная работа

Карточка 1

► В какой строке указаны слова составляют синонимический ряд?

Высоко, низко, возвышенность, низменность, равнина.

Возвышенность, высота, высота, высь, высь.

Высокий, высоко, высочество, высокогорный, высокогорье.

Высотный, высотник, верховина, верхушка, вершина.

Вышитый, вышивка, вышивание, вышивка, вышитый.

Карточка 2

► Подберите к подчеркнутых слов синонимы:

Веют ветры, веют буйные,

Аж деревья гнутся,

Ой как болит мое сердце,

А слезы не льются.

Карточка 3

► Подберите к подчеркнутых слов антонимы:

Ива усохнет, и спилят грушу.

Зеленое море сделают из Днепра.

Еще брат жив, но он глухой.

Есть невестка, но она старая.

Игра «Кто быстрее»

► К указанным словам подберите антонимы. Прочитайте ключевое слово. Игра на скорость и правильность. (Должно получиться слово «антоним».)

Пассивный - активный

День - ночь

Громко - тихо

Пессимист - оптимист

Ученый - неуч

Коллективный - индивидуальный

Много - мало

 

V. ИТОГ УРОКА

Театр перед микрофоном

► Ученики читают наизусть стихи, одноклассники называют, о чем (антонимы, синонимы, омонимы).

Три брата жили на свете,

Был один из них трудолюбивый,

Ну, а второй хвальковитий,

Третий был очень ленивый.

Слушай сказку о них, дружище.

День и ночь братья ссорились

И никогда не мирились.

Все, что первый строил,

Второй мигом разрушал.

Тот молчит, а тот кричит,

Тот храбрый и правдивый,

Тот лживый, пугливый.

Очень гордые и независимые,

Абсолютно противоположные.

В языке они живут,

их... (антонимами) зовут.

Кто может сравниться со мной:

Я и прекрасный, волшебный, сказочный,

Делаю все скоро, быстро, внезапно.

Есть у меня дом, дом и дом

И зовут меня... (синоним).

Различать нас не каждый может -

Звуки все и ударение в нас то же,

А смотри: как между братьями,

Есть различие и между нами. (Омонимы)

Рефлексия

На уроке я:

· Повторил и обобщил...

· Понял...

· Я не знал, а теперь знаю...

· Я забыл, а теперь вспомнил и усвоил...

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (ПО ВЫБОРУ)

► Подберите пословицы, поговорки, загадки, где были бы использованы группы слов по значению.

► Напишите сказку о роли синонимов, антонимов, омонимов в языке.