Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК
Уроки для 10 классов

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЛЕКСИКОЛОГИИ И ФРАЗЕОЛОГИИ

 

Урок № 53

МНОГОЗНАЧНОСТЬ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ. СТИЛИСТИЧЕСКАЯ РОЛЬ МНОГОЗНАЧНОСТИ, СИНОНИМИИ И АНТОНИМИИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ

 

Цель: раскрыть богатство стилистических возможностей фразеологизмов; развивать эстетические вкусы десятиклассников; воспитывать уважение к народной мудрости, к творчеству мастеров слова.

Внутрішньопредметні связи:

Лексика и стилистика: функциональные стили.

Синтаксис: словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация: знаки препинания.

Культура речи: точность, богатство и образность речи.

Межпредметные связи: литература, русский и иностранные языки.

Тип урока: формирование умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Ознакомление учащихся с темой, целью и задачами урока

 

III. Актуализация опорных знаний, умений и навыков

Обмен информацией

► Зачитать фразеологизмы, подобранные дома с помощью фразеологічного словарь.

► Прочитайте фразеологизмы с существительным рука, объясните их значение; дополните своими примерами 5-6 устойчивых словосочетаний, которые привлекли ваше внимание, запишите.

Валиться с рук. Волю дать рукам. Греть руки. Брать голыми руками. Тяжелая рука. Ломать руки. Махнуть рукой. Не чистый на руку. Не покладая рук.

 

IV. Проработка нового материала

Вступительное слово учителя

На фразеологию распространяются семантические категории и процессы лексики - многозначность, синонимия, антонімія, омонимия, переносное значения и др.

Многозначностью называют свойство слова или фразеологизма выступать в контексте с разными значениями. Например, в другой раз я бы, разинув рот, уставился на этот дом, потому что такого дома нигде в мире нет (В. Нестайко). А в другом контексте выражение может означать также и «начинать говорить», и « начинать ругать кого-то», и «быть невнимательным».

Четыре значения в фразеологизме - большая редкость; обычно их два.

► Введите в предложения другие многозначные фразеологизмы, приведенные в тексте.

 

V. Формирование орфографических умений и навыков

Лингвистическое исследование

► Устойчивое словосочетание бабье лето имеет два значения: 1) погожие дни в начале осени, 2) паутина, летает в этот период. Объясните его значение в каждом из приведенных предложений. Выпишите по одному предложению с каждым из значений.

1. День был ясный, солнечный и теплый. Начиналось бабье лето (И. Нечуй-Левицкий). 2. «Бабье лето» висело на ветвях, как пряжа (Леся Украинка). 3. Аэродром заняла белые антенны ба биного лета (Ю. Гагарин). 4. Мы... сочиняли стихи о прошедшем лете, о журавлях, о теплые дни «бабьего лета» (В. Сухомлинский). 5. Он [сентябрь] прицепил к своему брыля ... нить бабьего лета, заглянул к нашей школе, упорно ударил в колокол (Г. Стельмах).

► Подчеркните члены предложения. Каким членом предложения выступает фразеологизм? Объясните знаки препинания.

 

Творческая работа (в группах)

► Прочитайте начало IV раздела повести М. Стельмаха Щедрый вечер» («Лето прошло, как день...») для создания творческого фона. Составьте коллективно небольшой рассказ «Лето осенью», включив в него выражение бабье лето в обоих значениях.

► Прочитайте фразеологизмы. Разделите по темам - «Наш класс», «Метель», «Дождь над полями». Напишите короткие произведения, используя фразеологизмы. Которого стилистического окраску они придают тексту?

► Прочитайте текст. Обратите внимание, какие широкие синонимические ряды фразеологизмов могут быть. Объясните их значение.

В уста малого Миши, например, М. Стельмах вкладывает подряд аж 10 фразеологических оборотов, услышанных от взрослых и сказанных о взрослых: «И в них тоже чего-то выскакивали клепки, розсихались обручи, терялись ключи от ума, не варил котелок, в голове летали шмели, вместо мозгов росла капуста, не родило в черепке, пе было тука под чубом, разум как-то втулявся аж вниз и на в'язах торчала макитра» («Гуси лебеди летят»).

► Распределите названные синонимы по значению на две группы и запишите их. Объясните значение. Составьте по одному предложению с фразеологізмом каждой группы.

Зуб на зуб не попадает, печь раков, мороз пробирает, заняться румянцем, краснеть по самые уши, пробирают дрилтки.

► В каких связях между собой представленные пары фразеологизмов? Составьте с ними предложения и запишите.

Хоть лопатами загрібай - как кот наплакал; держать язык за зубами - распустить язык; хоть к ране прикладывай - хоть кол на голове теши; со всех ног - нога за ногой; вести перед - пасти задних.

► Прочитайте поговорки и пословицы. Какие значения (синонимичные или антонімічні) они выражают?

Ни холодно ни жарко; старые и малые; день и ночь; правда кривду перевесит; хорошо говорит, но плохо делает; кто высоко летает, тот низко садится.

► Замените фразеологизмы-синонимы одним словом. Запишите. Образец. Хлеб насущный, кусок хлеба, хлеб-соль - продукты. Петь дифирамби, кадить фимиам, петь хвалу, превозносить до небес; как на иголках, как на огне, как на терню, как на ножах; без счета, куры не клюют, лопатой горны, аж кишит, как мака, к черту, как песка морского, ни проехать ни пройти, по горло, по самые уши, по шею, с головой, по завязку, целая куча, как цвета в огороде; ни в сказке сказать, ни пером описать; хотя с лица воду пей, хоть картину рисуй, хоть икону рисуй, хоть куда, как солнце, как заря, глаз не оторвать, брать на себя глаза.

► Переложите фразеологизмы на украинском языке, пользуясь украинско-российским и российско-украинским словарем И. С. Олейника и М. М. Сидоренко. Объясните их значение и запишите украинские соответствия.

До зари; куй железо, пока горячо; куда ни шло; разводит тары-бары; ранняя птичка носок прочищает, а поздняя глаза продирает; с незапамятных времен; я про сапоги, а он про пироги.

 

VI. Систематизация и обобщение усвоенного материала

► Прочитайте текст и скажите, к какому стилю он принадлежит. Какую роль в стилистической выразительности речи играют фразеологизмы - их многозначность, синонимия и антонімія? Приведите примеры.

Правильным следует признать устная или письменная речь, что соответствует грамматическим, лексическим, стилистическим и произносимым нормам литературного языка. Однако правильность речи еще не свидетельствует настоящего изучения языка. Молений говорить или писать довольно правильно, но слишком однообразно. Таком речи не хватает творческого подхода, стилистической выразительности. А языковое искусство достигается умелым и целесообразным употреблением слов разных стилей, разнообразных синтаксических конструкций, а также в устной речи - богатством интонаций. Знание вирая^альных средств языка и умение использовать их в зависимости от ситуации речи - высшая степень овладения языковой культуры. Чтобы достичь его, надо в совершенстве знать про разное назначение языковых средств.

Стилистическая целесообразность употребления языковых средств, их соответствие потребностям общения является признаком высокой культуры речи (И. Воспитанник).

 

VII. Итог урока

 

VIII. Домашнее задание

► Прочитайте текст. Розкаясіть о значении пословиц. В приведенных ниже пословиц допишите вторую их часть. Какие жизненные ситуации раскрывают эти пословицы? Допишите еще 4-5 пословиц, которые вам нравятся.

Пословица - составная часть культуры народа, его бесценное сокровище, которым он владеет с незапамятных времен и которым обогащались будущие поколения человечества. Все виды словесного искусства связаны с народным афористичным словом, которое делает нашу речь метким, точным, остроумным. Народные изречения проникают в язык публицистики, науки и даже международной дипломатии.

Исследование пословиц сейчас активно проводится во всех странах мира, создаются многочисленные фундаментальные и популярные сборники, издаются научные труды (3 учебника).

1. Труд человека кормит, а ...

2. Ученому свет, а ...

3. Наука в лес не ведет, а ...

4. Горько заработаешь - ...