УРОК № 50
Тема. Контрольная работа № 5. Тестирование. Аудирование текста художественного стиля
Цель: определить уровень усвоения темы учащимися, проверить, как школьники умеют воспринимать на слух незнакомый текст; развивать у них умение анализировать, обобщать материал, логически мыслить; воспитывать у детей стремление добиваться поставленной цели.
Ожидаемые результаты: учащиеся распознают в предложениях обращения, вводные и вставные конструкции, знают об их роли в речи; составляют предложения с вводными и вставными конструкциями, обращениями; ставят знаки препинания при них; воспринимают на слух незнакомый текст; определяют тему, главную мысль текста, причинно-следственные связи в нем.
Оборудование: тестовые задания, текст для аудирования и задания к нему.
Тип урока: контроль и коррекция знаний, умений и навыков.
Ход урока
I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
(Учитель проводит инструктаж по написанию контрольного тестирования, аудирования и знакомит с критериями оценивания работ учащихся.)
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
- Выполнение тестовых заданий.
Вариант I
1. Верное утверждение — в строке
√А Обращения не являются членами предложения.
Б Обращение бывает только нераспространенным.
В Обращения являются второстепенными членами предложения.
Г Обращения не могут выражать уверенность, неуверенность, содержать указание на источник сообщения, порядок изложения мыслей и т. д.
2. Предложение с обращением (знаки не расставлены) — в строке
А Послушал сынок отца.
√Б Ты Леонид опоздал на целый час!
В Стихнут бураны и вьюги.
Г Пусть для вас сияет солнце.
3. Предложение с нераспространенными обращениями (знаки не расставлены) — в строке
А Друзья мои я молод был.
√Б Играйте же дети растите на воле на то вам и красное детство дано.
В Дробись дробись волна ночная и пеной орошай брега в туманной мгле.
Г Что же сероглазая девушка смеешься?
4. Распространенное обращение (знаки препинания не расставлены) — в строке
А Исполнись приятель гражданского пафоса!
√Б Чудо жизни моей я в долгу у твоей доброты.
В Человек человек божия коровка одному весь свой век маяться ли ловко?
Г Я тружуся братец.
5. Предложение, в котором неверно расставлены знаки препинания,—
А Я видел вас, холмы и нивы.
√Б Приди ко мне любезный, друг.
В Ой, цвети, кудрявая рябина.
Г Разбуди меня завтра рано, о моя терпеливая мать.
6. После обращения должен стоять восклицательный знак (знаки препинания не расставлены) в предложении
А Товарищи поплачьте один раз на свете о маленькой собачке что радовала вас...
Б Ты ж юность смейся и шали с кем хочешь будь что хочешь делай.
√В С рожденьем снег.
Г Ну радость чем тебе не рай.
7. Предложение, в котором выделенное слово является вводным (знаки не расставлены),—
А К счастью дороги открыты для всех.
√Б К счастью праздник все же состоялся.
В С высоты город кажется игрушечным макетом.
Г Мне это только кажется.
8. Предложение с ошибками в употреблении вводных слов —
А Птенец, видимо, только вылупился.
Б Город, казалось, спал.
√В Ты, значит, не отвлекай нас попусту.
Г Глагол — это часть речи.
9. Предложение, в котором верно расставлены знаки препинания при вводных конструкциях,—
√А Для меня, например, чтение — лучшее из занятий.
Б Все это конечно, пустяки.
В Мы например, больше любим театр, чем кино.
Г Книга быть может наиболее сложное и великое чудо из всех чудес.
10. Предложение со вставными конструкциями (знаки не расставлены) —
√А Крупные, красивые птицы их было всего тринадцать летели треугольником.
Б Должно быть я долго был в отлучке.
В Как-то вечером раздался стук должно быть в дверь.
Г Словом ужин был чрезвычайно весел.
11. Вводное слово есть в предложении (знаки препинания не расставлены)
А Прости меня собачка что я тебя не спас.
Б В декабре в Одессе жуть каплет сеет брызжет мочит.
√В Еще пожалуйста сыграй моя свистулька!
Г Пойду пожалуюсь весне на то что холод не уходит.
12. Соответствует схеме (знаки препинания опущены) предложение
А И Божий мир красив и дивен и полон чар и как дитя поэт наивен хоть веком стар.
Б Мои шаги усталы и неловки и на простой хозяйственной веревке тряпьем намокшим сохнут паруса.
В О земля Кобзаря я в закате твоем как в оправе на степную полынь с тополиных страниц обронен.
√Г Покойся в сердце мой Толстой не рвись не буйствуй мы все привычною стезей проходим путь свой.
Вариант II
1. Верное утверждение —
А Обращения — это часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него.
Б Неодушевленные существительные не могут быть обращениями.
В Обращение не может выделяться запятыми, только восклицательным знаком.
√Г Обращение — слово или сочетание слов, называющее лицо или предмет, к которому обращаются с речью.
2. Предложение с обращением (знаки не расставлены) —
√А А вы друзья как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь.
Б Пусть для вас сияет солнце.
В Чем-то вас мне попотчевать?
Г Шумит, гудит ветер в печных трубах.
3. Предложение с обращением, выраженным субстантивированным словом,—
А Здравствуй, милая мама! Как я скучал по тебе!
√Б Милая, родная, дождалась я вас.
В Долгожданная, любимая жена, встречей живу.
Г Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.
4. Предложение, в котором неверно расставлены знаки препинания,—
А О тонкая береза! Что загляделась в пруд?
√Б Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель, дорогой.
В Благословляю вас, леса, сады и рощи.
Г Ты, ветер, утренним дыханием счастливый парус напрягай.
5. Распространенное обращение (знаки препинания опущены) — в предложении
А Да брось ты свой венок дай боль твою Ленцкевич неужто мы с тобой друг друга не поймем?
Б Дуй ветер так чтоб нам дышать невмочь...
В Пусть пока что в долгу полюбите меня дорогие!
√Г Пойте всю мою ночь почти весело пойте о славе соловьи запорожских времен.
6. Группа слов, где все слова вводные,—
А конечно, безусловно, будто, бесспорно
Б во-первых, следовательно, итак, все-таки
√В к счастью, действительно, значит, например
Г наконец-то, таким образом, пожалуйста, здравствуйте
7. Предложение, в котором выделенные слова являются вводными (знаки не расставлены),—
√А Ты чувствуется к уроку не готов.
Б В дыхании ветра в щебете птиц в ласковых лучах солнца во всем чувствуется приближение весны.
В Ученые говорят о глобальном потеплении на планете.
Г Человек говорит что ко всему привыкает.
8. Предложение с вводным словом (знаки препинания не расставлены) —
А И скоро будет собственная нефть, шотландская, в бутылках из-под виски.
Б Эй живой кто-нибудь выходи помоги!
√В А впрочем концертный зал на тыщу с лишним мест не так уж безнадежен это храм и храм искусства.
Г Такой мороз что коль убьют то пусть из огнестрельного оружья.
9. Конструкция с вводными предложениями (знаки не расставлены) —
А К нашему удивлению сильная команда проиграла более слабой.
Б Кажется ты что-то скрываешь.
В Друзья без всякого сомнения познаются в беде.
√Г Лето считает мама я проведу у бабушки в деревне.
10. Предложение со вставной конструкцией (знаки препинания не расставлены) —
А Прости меня прелестный истукан.
√Б Баран трясет кудряшками они же руно вдыхая запахи травы.
В В ночном саду под гроздью зреющего манго Максимильян танцует то что станет танго.
Г Прощай размах крыла расправленный полета вольное упорство и образ мира в слове явленный и творчество и чудотворство.
11. Предложение со вставными конструкциями, в которых неверно расставлены знаки препинания,—
А Сани резко стукнуло о торчавшую из воды сваю (след унесенного моста) и перевернуло.
√Б Он встал и, прихрамывая, он был на протезе, подошел к окну.
В Мой приход — я это мог заметить — сначала несколько смутил гостей.
Г Ребенок затих, но, по-моему, ненадолго.
12. Соответствует схеме (знаки препинания опущены) предложение
А И Божий мир красив и дивен и полон чар и как дитя поэт наивен хоть веком стар.
√Б Мои шаги усталы и неловки и на простой хозяйственной веревке тряпьем намокшим сохнут паруса.
В О земля Кобзаря я в закате твоем как в оправе на степную полынь с тополиных страниц обронен.
Г Покойся в сердце мой Толстой не рвись не буйствуй мы все привычною стезей проходим путь свой.
- Аудирование текста художественного стиля.
1. Чтение текста учителем.
В Лондоне в 1921 году остановились двое хорошо одетых людей среднего возраста. Они только что покинули дорогой ресторан.
Внимание их было привлечено лежащим без движения плохо одетым человеком лет двадцати пяти, около которого начала собираться толпа.
— Стильтон! — брезгливо сказал толстый джентльмен.— Он пьян или умер.
— Я голоден... и я жив,— пробормотал несчастный.— Это был обморок.
— Реймер! — сказал Стильтон,— вот случай проделать шутку.
Эти слова были сказаны тихо.
Бродягу звали Джон Ив. Он приехал в Лондон из Ирландии искать работу. Ив был сирота, воспитанный в семье лесничего. Кроме начальной школы, он не получил никакого образования. Когда Иву было 15 лет, его воспитатель умер, взрослые дети лесничего уехали, и Ив работал у одного фермера. Затем ему пришлось испытать труд углекопа, матроса, слуги в трактире, а 22 лет он заболел воспалением легких и, выйдя из больницы, решил попытать счастья в Лондоне. Но конкуренция и безработица скоро показали ему, что найти работу не так легко.
Стильтон же не знал забот о ночлеге и пище. Он владел состоянием в 20 миллионов фунтов.
Хорошо накормив Ива, Стильтон заявил ему:
— Я хочу сделать вам предложение. Я выдаю вам десять фунтов с условием, что вы завтра же наймете комнату на одной из центральных улиц с окном на улицу. Каждый вечер, точно от 5 до 12 ночи, на подоконнике одного окна должна стоять зажженная лампа с зеленым абажуром. Вы от пяти до двенадцати не будете выходить из дома, никого принимать и ни с кем разговаривать. Если вы согласны, я буду ежемесячно присылать вам десять фунтов.
— Если вы не шутите,— отвечал Ив, страшно изумленный предложением, то я согласен.
Так состоялась странная сделка, после которой бродяга и миллионер расстались вполне довольные друг другом.
Вечером следующего дня одно окно второго этажа дома № 52 по Ривер-стрит сияло мягким зеленым светом.
Двое прохожих некоторое время смотрели на зеленое окно; потом Стильтон сказал:
— Так вот, милейший Реймер, когда вам будет скучно, приходите сюда и улыбнитесь.
Там, за окном, сидит дурак. Он сопьется от скуки или сойдет с ума... но будет ждать, сам не зная чего.
— Однако вы тоже дурак, милейший. Что веселого в этой шутке?
— Игрушка... игрушка из живого человека,— сказал Стильтон,— самое сладкое кушанье.
В 1928 году больница для бедных на лондонской окраине огласилась дикими воплями: кричал от страшной боли старик, грязный, скверно одетый, с истощенным лицом. Он сломал ногу, оступившись на лестнице.
Хирург, осматривавший беднягу, заключил, что необходима операция. Она тут же была произведена. Проснувшись, старик увидел перед собой хирурга.
— Так вот как нам пришлось встретиться,— сказал доктор.— Узнаете ли вы меня, мистер Стильтон? Я Джон Ив, которому вы поручили дежурить каждый день у горящей лампы.
— Тысяча чертей! — пробормотал Стильтон.— Возможно ли это?
— Да. Расскажите, что так резко изменило ваш образ жизни?
— Я разорился... Вот уже три года, как я стал ничем. А вы?
— Я несколько лет зажигал лампу,— улыбнулся Ив,— в начале от скуки, а потом уже с увлечением начал читать все, что мне попадалось под руку. Однажды я раскрыл старую анатомию и был поражен, передо мной открылась увлекательная страна тайн человеческого организма...
Мной было куплено достаточно книг, чтобы учиться, учиться и учиться. В одной квартире со мной жил студент, который помог мне через полтора года сделать экзамен для поступления в медицинский колледж. Как видите, я оказался способным человеком.
Наступило молчание.
— Я давно не подходил к вашему окну. Давно... Очень давно. Но мне теперь кажется, что там все еще горит зеленая лампа, озаряющая темноту ночи... Простите меня...
Ив вынул часы.
— Десять часов. Вам пора спать. После выздоровления позвоните мне, быть может, я дам вам работу в нашей амбулатории. А спускаясь по темной лестнице, зажигайте... Хотя бы спичку.
(588 сл.) (По а. Грину)
2. Вопросы к тексту.
1. Джон Ив приехал в Лондон
А из Исландии
√Б из Ирландии
В из Индии
2. Ив воспитывался
√А в семье лесничего
Б в семье фермера
В в семье углекопа
3. Стильтон решил так поступить с Ивом, потому что
√А ему надоели обычные развлечения
Б у него было много денег
В решил развлечь Реймера
4. Между двумя встречами героев прошло
А три года
Б восемь лет
√В семь лет
5. Ив начал читать, потому что
А любил книги
√Б скучал
В решил стать доктором
6. Качества, которыми обладал Ив,—
А доброта, самопожертвование, милосердие
√Б жизнестойкость, целеустремленность
В мужество, смелость, храбрость
7. Зеленая лампа для Ива стала
А источником света
Б средством заработка
√В символом надежды
8. Стильтон был наказан
А за роскошный образ жизни
Б за доверчивость
√В за стремление позабавиться судьбой человека
9. Стильтон просит прощения у Ива, потому что
√А осознал чудовищность стремления превращать людей в игрушки
Б хочет, чтобы Ив-врач хорошо за ним ухаживал
В хочет, чтобы Ив после выздоровления дал ему работу
10. Ив выстоял благодаря
А деньгам Стильтона
√Б высокой цели
В тому, что был способным человеком
11. Советуя осветить дорогу хотя бы спичкой, Ив дает Стильтону
А источник света
Б символ никчемной жизни
√В надежду на продолжение жизни
12. Главная мысль произведения —
А в жизни всегда можно надеяться на помощь извне
√Б в жизни нужно быть настойчивым и добиваться цели, несмотря ни на что
В нельзя играть чужой судьбой
ІІІ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Повторить теоретический материал.
2. Подготовить устное сочинение на тему «Над чем заставляет задуматься рассказ А. Грина "Зеленая лампа"?».
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
(Учитель отвечает на вопросы учащихся, возникшие по ходу выполнения работы.)