ТАБЛИЧНОЕ СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ЧИСЕЛ В ПРЕДЕЛАХ 10
Урок 52. ТАБЛИЦЫ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ ЧИСЛА 2. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ВИДА 7 + 2 + 1; 8 - 2 - 2. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ПО 2. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
Цель: ознакомить учащихся с таблицами сложения и вычитания числа 2; упражнять в решении примеров вида 7 + 2 + 1; 8 - 2 - 2; в составлении и решении задач; совершенствовать вычислительные навыки; воспитывать аккуратность.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Веселые задачи
• Шесть малышей-дошкольников
Стали смирно в один ряд.
Подошел к ним Панас:
Сколько сейчас стало нас? (6 + 1)
• По дороге зайчик бежал.
Нос 5 яблок на пирог.
Одно упало, покотилось.
Сколько яблок осталось? (5 - 1)
2. Игра «Помоги Незнайкові»
3. Работа над задачами
1) Оля нашла 8 лисичек и 1 боровичок.
- Поставьте вопрос так, чтобы задачу можно было решить действием сложения.
2) На ветке сидело 3 сороки. Одна сорока полетела.
- Поставьте вопрос так, чтобы задачу можно было решить действием вычитания.
3) В вазе лежит 4 яблока, а груш на 1 больше. Сколько в весе груш?
4) На спортивной площадке 7 девочек, а мальчиков - на 1 меньше. Сколько мальчиков на спортивной площадке?
4. Восстановление натурального ряда чисел
5. Каллиграфическая минутка
- Запишите строчку цифры 2.
III. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.
РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ (с. 59)
- Рассмотрите таблицу сложения числа 2.
- Что вы заметили? (Первое слагаемое увеличивается на 2, второй остается без изменения, результат действия - сумма тоже увеличивается на 2.)
- Прочитайте все примеры. Какое число добавляли в каждом примере? (2)
- Поэтому таблица и называется «Прибавить 2».
- Рассмотрите таблицу вычитания числа 2.
- Прочитайте каждый пример. Сравните ответ с числом, от которого отнимали 2. Какое число отнимали в каждом примере? (2)
- Поэтому таблица и называется «Вычесть 2».
Задача 1
- Рассмотрите числовой луч. От какого числа летело солнышко? На каком числе село сначала? потом? Прочитайте пример. Ответ примера?
- Сколько всего прибавили? Как добавляли? Сколько всего вычли? Как отнимали?
Задание 2
- Добавляйте по 2, начиная с числа 4.
- Вычитайте по 2, начиная с числа 9.
Задание 3
- Объясните, как по рисункам составляли примеры. Найдите ответы, пользуясь таблицей сложения числа 2.
Задание 4
- Решите примеры. Назовите примеры с одинаковыми ответами. (4 + 2; 8 - 2; 3 + 2; 7 - 2; 1 + 2; 5 - 2; 2 + 2; 6 - 2). Остальные примеров прочитайте так, чтобы ответы звучали в порядке возрастания. (5 + 2; 6 + 2; 7 + 2; 8 + 2)
Задание 5
- Кто сидел в лисьей норе?
- Сколько всего зверей было в норе?
Задание 6
- Как расставить в комнате 4 стула таким образом, чтобы вдоль каждой стены стояло по 2 стула? (Поставить их в углы комнаты по 1.)
Физкультминутка
IV. РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
1. Работа с таблицами сложения и вычитания числа 2
- Прочитайте только ответы каждого столбика. (В первой таблице ответы составляют ряд чисел от 3 до 10, а во второй - от 1 до 8.)
- Закройте линейкой ответы первого столбика. Прочитайте примеры от начала до конца, называя ответ.
- Закройте линейкой ответы второго столбика. Прочитайте примеры с конца до начала, называя ответ.
- Найдите примеры с ответами 5; 8; 9.
- Какое число стоит между 6 и 8?
- Прочитайте пример с таким ответом.
2. Решение примеров, используя таблицы сложения и вычитания числа 2
8 + 1 - 2
6 - 2 + 1
5 + 1 - 2
3. Задача на смекалку
На яблоне росло 8 яблок, а на сосне - на 2 яблока меньше. Сколько яблок росло на сосне?
V. ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ
- Прочитайте ответы таблиц «Прибавить 2», «Вычесть 2».
- Мы считали?
- Мы писали?
- Мы задачи решали?