Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

МАТЕМАТИКА
Уроки для 6 классов

Урок № 53

Тема. Вероятность случайного события. Сравнение вероятности с помощью перебора вариантов

 

Цель: совершенствовать знания учащихся о способах сравнения вероятностей случайных событий, дополнив их знаниями метода отыскания вероятности событий перебором вариантов.

Тип урока: применение знаний, умений и навыков

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

@ Чтобы оживить этот этап урока, предлагаем игровой момент «Найди ошибку» учитель записывает заранее на откидной доске ответы к упражнениям домашнего задания, совершив несколько «ошибок». Ученики сверяют свои ответы с записями на доске и ищут ошибки Наиболее активных учащихся можно поощрить

 

II. Актуализация опорных знаний

Устные упражнения

1. Какие из названных событий являются достоверными? невозможными? случайными?

Или вызовут вас завтра на уроке математики?

Пойдет ли к вечеру дождь?

Или выпадет шесть очков во время подбрасывания игральной кости?

Или вы обязательно вынув черную шарик из урны, в которой 2 белых и 98 черных шариков?

Или вы вытащите белую или черную шарик из урны, в которой 2 белых и 98 черных шариков?

2. Среди отдыхающих в летнем лагере обязательно есть два человека, родившихся в один день, если в лагере лиц не менее чем: а) 130, б) 320, в) 253, г) 400.

3. В коробке лежат 3 белых и 8 желтых монет 3 коробки вынули четыре монеты На каком из рисунков правильно изображены шансы следующих результатов этого вынимания?

Среди вынутых монет является: а) белые, б) желтые в) все монеты белые, г) ровно одна белая монета

А

В

Б

Г

                  

III. Усвоение знаний

@ После выполнения и комментария решения устных упражнений еще раз акцентируем внимание учащихся на том, что одной из основных задач теории вероятностей является сравнение шансов наступления (вероятности) различных случайных событий Один из способов решения таких задач было разобрано на предыдущем уроке На этом уроке мы рассмотрим еще один способ решения основной задачи теории вероятности - использование перебора вариантов, которым может завершиться опыт.

Задача. Рассматриваем упрощенный вариант игры в спортлото. Сначала игрок вычеркивает два числа на бланке

1

2

3

4

5

Потом случайно выбираем шарики из ящика, в котором содержится 5 шариков, занумерованих числами 1, 2, 3, 4, 5 Сравните шансы (вероятность) таких событий

1) игрок угадает оба номера вынутых шаров,

2) игрок угадает только один номер,

3) игрок угадает по крайней мере один номер,

4) игрок не угадает ни одного номера

Решение Имеем всего 10 вариантов случайного выбора номеров шариков 1, 2, 1, 3, 1, 4, 1, 5, 2, 3, 2, 4, 2, 5, 3, 4, 3, 5, 4, 5 Представим, что выигрышные номера 1 и 3 Подсчитаем количество последствий, при которых наступают события 1) - 4) и результаты вычислений занесем в таблицу

 

Событие

Последствия, при которых происходит событие

Количество следствий из 10

1)

1, 3

1

2)

1, 2, 1, 4, 1, 5, 2, 3, 3, 4, 3, 5

6

3)

1, 2, 1, 3, 1, 4, 1, 5, 2, 3, 3, 4, 3, 5

7

4)

2, 4, 2, 5, 4, 5

3

 

Понятно, что чем больше последствий, при которых наступает событие, тем больше шансов для возникновения Поэтому, если разместить события в порядке возрастания шансов их наступления, получим 1), 4), 2), 3).

Следовательно, сравнивать шансы наступления (вероятность) случайных событий можно так

1) Подсчитать число всех возможных исходов (вариантов) наступления событий.

2) Подсчитать те из них, которые ведут к наступлению оговоренных в задаче случайных событий.

3) Следовательно, и событие, которое имеет больше последствий, которые к ней приведут, и будет иметь больше шансов для наступления.

 

IV. Применение умений

@ Помните, что наша цель не только научиться сравнивать (вероятность) шанс случайных событий перебором вариантов, но и не забывать предварительно изученного материала, поэтому решение задач урока желательно делать (если это возможно) двумя способами; ответы сопровождать пояснениями.

Задача 1. Двухлетний ребенок играется четырьмя кубиками, на которых соответственно изображены цифры 1, 2, 3, 4. Она наугад берет кубики и ставит их рядом. Сравните шансы таких событий (перебором вариантов).

1) Ребенок получит двухзначность число с различными цифрами;

2) ребенок получит двухзначность нечетное число;

3) ребенок получит двухзначность четное число.

Изобразите эти шансы графически.

Задача 2. Из ящика, содержащего три желтые монеты и одну белую, наугад вынимают две монеты. Сравните шансы того, что эти монеты окажутся:

а) одного цвета; б) разных цветов. Изобразите эти шансы графически.

Задача 3. Наугад выбирается двухзначность число. Сравните шансы выбора числа с суммой цифр 4, 5, 6. Ответ изобразите графически.

 

IV. Итоги урока

Повторяем еще раз схему решения задач и сравнения шансов наступления случайных событий перебором вариантов.

 

VI. Домашнее задание

Задача 1. Три подруги Галина, Дарья и Марина, гуляя в парке, нашли монету в одну грн и решили ее разыграть. Дарья предложила подбросить монету дважды и отдать ее:

а) Галинке, если герб выпадет дважды;

б) Одарке, если герб выпадет ровно один раз;

в) Олени, если герб не выпадет ни разу.

Сравните шансы того, что монета достанется каждой из трех подруг. Изобразите эти шансы графически. Считаете ли вы предложение Одарки справедливой?

Задача 2. Дважды бросают игральную кость. Сравните вероятность следующих событий:

1) оба раза выпадет одинаковое количество очков;

2) сумма очков, что выпадет, равна 6;

3) сумма очков равна 9.

Изобразите эти шансы графически.