|
4. Сравните: а) ; и . 5. Изобразите на координатном луче числа: 0; 1; ; ; . Какое из последних трех ближе к 1?
III. Усвоение новых знаний @ Поскольку мы не даем ученикам строгого определения вероятности, а возвращаемся к их интуиции, то даем это понятие как количественную возможность (шанс) появления события на конкретных понятных примерах, сопровождая их рисунками. Задача 1. В ящике две белые, две черные и две красные шарики. Вытаскиваем наугад пять из них. 1) будут Ли среди них белые? Ответ. Так - изобразим на координатном луче точку с координатой 1 (см. рис).
2) могут Ли среди них быть три белые? Ответ. Нет, ни в коем случае - изображаем числом 0. 3) могут Ли среди них быть две белые? Ответ. Возможно, так, а может, и нет - обозначаем числом 0 и 1 (ближе к 0 или к 1 - мы не знаем). Итак, будем считать, что: а) достоверным событиям соответствует число 1; б) невозможным событиям соответствует число 0; в) случайным событиям соответствует число г, что удовлетворяет условию 0 р 1.
Задача 2. Есть три сумки с шарами: в первой - 3 шара; второй - 5 шаров; третий - 15 шаров. В каждой из них по одной красной шара. Нужно вынуть красный шар. С какой сумы целесообразно вынуть пулю, чтобы шансы вынуть красный шар были наибольшими? Решения. Понятно, что здесь все события являются случайными, но шансы разные и в первом случае - он один из 3-х; во втором один из 5-ти; в третьем - один из 15-ти. Поэтому изобразим на координатном луче ; и . (см. рис).
Видим, что наименьшие шансы - точка, ближайшая к 0 - вынуть красный шарик из третьего мешочка, а наибольшие - точка, ближайшая к 1 - вынуть красный шарик из первого мешочка. Следовательно, возможность состояться той или иной случайной события может характеризоваться числом р, 0 р 1, и чем больше г, тем вероятность события больше. Сравнивать шансы (вероятность) можно, сравнивая соответствующие числа.
IV. Усвоение умений 1. Есть три мешочка, содержащие соответственно 500, 100 , 1 000 пуговиц. В каждом мешочке по одному синем пуговице. Из какого мешочка целесообразно вынуть пуговицу (не подглядывая), чтобы было больше шансов вынуть синий? Ваши представления о шансах вынуть синий пуговицу из трех мешочков изобразите графически. На координатном луче поставьте под точками номер соответствующего мешочка. 2. Есть три мешочка со 100 пуговицами в каждом. В этих мешочках 10,1,5 пуговиц соответственно. Надо, не заглядывая в мешочек, вынуть один синий пуговицу. Из какого мешочка надо вынимать пуговицы, чтобы возможность достать синий пуговица была наибольшей? Ваши представления изобразите графически в виде точек на координатном луче, проставив под точками номер мешочка. 3. В ящике белых шаров в 5 раз больше, чем черных. Из ящика наугад вынимается один шар. Шар какого цвета больше возможности достать - белого или черного? 4. * В коробке 15 шаров: белых, красных и черных. Белых шариков в 7 раз больше, чем красных. Наугад из коробки вынимаем один шарик. Сравните шансы появления белой, черной и красной шарики. Изобразите ответ графически.
V. Итоги урока Тестовые вопросы Перед вами три урны: в первой - 10 монет, во второй - 50 монет, в третий - 100 монет. В какой из ящиков легче всего найти золотую монету? а) В первой; б) во второй; в) третий; г) одинаково трудно в каждом ящике.
VI. Домашнее задание Задача 1. Три ящика месят по 100 монет. В первой - одна золотая монета, во второй - две золотые монеты, в третий - пять. В какой из ящиков легче всего найти золотую монету? Проиллюстрируйте свои рассуждения рисунком. Задача 2. В коробке лежат 17 конфет: шоколадные, карамели и ириски. Шоколадных в 8 раз меньше, чем ирисок. Наугад вынимаем одну конфету. Какую конфету больше шансов достать: карамельку или ириску? Задача 3. Подбросили два игральных кубика (игральные кости). Какая сумма баллов имеет больше шансов появиться: 2 или 5? Задачи на повторение. Сравните значения выражений: а) 22,592 : 32 - 0,248 и 1,25 · 541 - 675,802; б) (162 - 38) · 2,5 - 68,8 : 16 и 58 · 5,3 - 110,4.
|
|