Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

МАТЕМАТИКА
Уроки для 5 класса

УРОК 53

Тема. Умножение и деление натуральных чисел

 

Цель: подготовка к тематической контрольной работы.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков. Оборудование: таблицы «Свойства умножения», «Деление натуральных чисел».

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний

Устные упражнения

1. Вычислить самым удобным способом:

1) 25 · 78 · 4;

2) 49 · 9 + 21 · 9;

3) 3 · 5 · 8 · 3;

4) (28 · 16) : 14.

2. Которое с приведенных уравнений имеет корень 24?

1) х - 6 = 30;

2) х : 6 = 30;

3) х - 6 = 30;

4) 30 - х = 6.

3. Которое с представленных уравнений соответствует решению задачи?

Из двух сел, расстояние между которыми 44 км, навстречу друг другу выехали два велосипедиста и встретились через 2 часа. Найти скорость первого велосипедиста, если скорость второго равна 12 км в час.

1) (12 + x) · 2 = 44;

2) (х - 12) · 2 = 44;

3) 2x = 44 + 12 · 2;

4) (12 - x) · 2 = 44.

4. Таня купила 7 ручек, а Аленка - 4 таких самих ручек, за которые заплатила на 2 грн. 40 коп. меньше, чем Таня. Сколько стоит одна ручка?

 

II. Систематизация и коррекция знаний

@ На этом уроке желательно еще раз поработать с таблицами, которые содержат основной теоретический материал раздела («Свойства умножения», «Деление натуральных чисел») и обратить внимание учащихся на типичные ошибки, которые они допускают во время выполнения действий умножения и деление багатоцифрових чисел.

Для этого можно предложить учащимся в игровой форме (поиграем в «Учителей») выполнить такое задачи.

Задача 1. Найди и исправь ошибку в следующих примерах:

 

3) x - 16 = 224;

x = 224 · 16;

x = 3584;

4) 473 : х = 11;

х =11 · 473;

х = 5203;

 

5) (23 · 34 + 338) : 16;

 

Порядок действий выбрано: 338+34

·23

:16

 

Правильные ответы:

3) х · 16 = 224;

х = 224 : 16;

х = 14;

4) 473 : х = 11;

х = 473 : 11;

х = 43;

5) Правильный порядок действий: 23 · 34

+ 34

: 16

 

 

После анализа допущенных в этом задании «ошибок» учащимся предлагается самостоятельно решить задание 2, 3.

Задание 2. Вычислить:

1) 513 · 42;

2) 608 · 76;

3) 2888 : 76;

4) 53352 : 76;

5) 2430000 : 18 000;

6) (23 · 34 + 338) : 16.

[Ответы. 1) 21 546; 2) 46 208; 3) 38; 4) 702; 5) 2430 : 18 = 135; 6) 70.]

Задача 3. Найти корни уравнений:

1) 228 : х = 12;

2) 17х = 408;

3) 47х - 15х = 2144.

[Ответы. 1) х = 228 : 12; х = 19; 2) х = 408 : 17; х = 24; 3) 32х = 2144; х = 2144 : 32; х = 67.]

Завершающий блок задач - решения текстовых задач: с помощью арифметических действий и составление уравнения.

Задача 4.

1) Из одного города одновременно в одном направлении отправились мотоциклист и велосипедист. Мотоциклист двигался со скоростью 45 км/ч., а велосипедист - 16 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 ч после начала движения?

2) Как изменится ответ, если мотоциклист и велосипедист движутся в противоположных направлениях?

[Решения. 1) (45 - 16) · 3 = 29 · 3 = 87 (км/ч.);

2) (45 + 16) · 3 = 61 · 3 = 183 км/ч.).]

Задание 5. В трех вагонах поезда ехало 246 пассажиров. В первом вагоне было в 2 раза больше пассажиров, чем во втором, а в третьем - на 78 пассажиров больше, чем в втором. Сколько пассажиров ехало в каждом вагоне?

[Решения. Пусть в II вагоне ехало х пассажиров, тогда И их было 2х, а в III - (х + 78) пассажиров. По условию в трех вагонах было 246 пассажиров.

Значит, 2х + х + х + 78 = 246; 4х = 246 - 78; 4х = 168; х = 42

В вагоне - 84 пассажиров, во II - 42 пассажира, в III - 120 пассажиров.]

Задание 6. Вдвоем вагонах поезда ехали пассажиры, причем в первом вагоне ехало в 3 раза меньше, чем во втором. Сколько пассажиров ехало в каждом вагоне, если в первом их было на 120 меньше, чем во втором?

[Решения. В И вагоне - х пассажиров, в II - 3х пассажиров, за условием х меньше, чем на 3х 120, следовательно, 3х - x = 120, 2x = 120, х = 60; тогда И в вагоне - 60 пассажиров, в II вагоне 3 · 60 = 180 пассажиров.]

Ответ. 60 и 180 пассажиров.

 

III. Итог урока

 

IV. Домашнее задание

Учитель еще раз отмечает, за какими темами состоят задачи тематической контрольной работы и подчеркивает, что для успешного выполнения ее надо дома сделать такие упражнения:

I вариант: тематическое оценивание № 4 (рабочие тетради учащихся);

II вариант: пп. 15-17, № 398 (6, 8); 437 (3, 4); 433 (4-6); 464 (6, 9), 466(4), 505; 519; 490.