Урок № 53
Тема. Теорема Виета
Цель: закрепить знания учащихся относительно содержания теоремы Виета для сводного квадратного уравнения и для квадратного уравнения общего вида; совершенствовать умение воспроизводить изученные утверждение, использовать их для решения задач, предусмотренных программой по математике.
Тип урока: применение знаний и умений.
Наглядность и оборудование: опорный конспект «Теорема Виета».
Ход урока
I. Организационный этан
II. Проверка домашнего задания
На этом этапе урока проводим игру «Верю - не верю».
III. Формулировка цели и задач урока
Формулируем проблему: как найти значение выражения , где х1 и х2 - корни данного квадратного уравнения (не решая уравнение)? Поиск ответа на этот вопрос и изучение сферы применения теоремы Виета и теоремы, обратной к ней (совершенствование умений), - основная цель урока.
IV. Актуализация опорных знаний и умений
Выполнение устных упражнений
1. Замените уравнение равносильным ему сводным квадратным уравнение:
а) 3х2 - 6х - 9 = 0;
б) 2у2 + у - 7 = 0;
в) х2 - 3х + 1,5 = 0
и найдите сумму и произведение его корней.
2. Приведите пример квадратного уравнения, у которого:
а) один корень равен нулю, а второй - не равно нулю;
б) оба корня равны нулю;
в) нет действительных корней;
г) корни - противоположные иррациональные числа.
3. Один из корней квадратного уравнения х2 + 4х - 21 = 0 равен-7. Найдите второй корень. (Решить задачу разными способами).
V. Отработка умений
Выполнение письменных упражнений
Содержание письменных заданий, предлагаемых к решению на уроке, может быть таким:
1. Найти неизвестный корень и неизвестный коэффициент квадратного (сводного и общего вида) уравнения, если известен второй корень и два другие коэффициенты.
1) Найдите коэффициенты р и q сводного квадратного уравнения х2 + рх + q = 0, если его корнями являются числа 5 и - 2; 2 и-6.
2) Разность корней уравнения 3х2 + bх + 10 = 0 равна 4. Найдите b.
3) Один из корней уравнения 5х2 - 12х + с = 0 в 3 раза больше второго. Найдите с.
2. Не решая уравнение, найти значение выражения, содержащего его корни х1 и х2.
1) Найдите значение выражения (х1 + х2)2 - 3x1x2, если х1 и х2 - корни уравнения:
а) х2 - 7х + 9 = 0; б) 3х2 - 7х + 2 = 0.
2) Найдите |x1 - х2|, если х1 и х2 - корни уравнения: а) х2 - 5х - 14 = 0; б) 2х2 - х - 1 = 0.
3) Числа х1 и х2 - корни уравнения 10х2 + 3х - 4 = 0. Не решая уравнения, найдите сумму квадратов его корней.
4) Выразите через p и q сумму квадратов корней уравнения х2 + рх + q = 0.
3. Составить квадратное уравнение, корни которого больше (меньше) от корней данного уравнения в определенное количество раз.
4. Логические упражнения и задачи повышенного уровня сложности для учащихся, имеющих достаточный и высокий уровни знаний.
1) Докажите, что уравнение 5х2 - 3х - а2 - 2 = 0 при любом значении а имеет корни разных знаков.
2) Один из корней уравнения 4х2 + bх + с = 0 равна 0,5, а второй - свободному члену. Найдите b и с.
3) Известно, что коэффициенты b и с уравнения х2 + bx + c = 0, где с ≠ 0, является его корнями. Найдите b и с.
5. На повторение: решить квадратные уравнения, определив предварительно их вид.
@ Упражнения, вынесенные на урок, имеют целью способствовать закреплению содержания теоремы Виета и обратной к ней теоремы, отработка навыков использования изученной теории в стандартных и нестандартных ситуациях, повторение материала и возобновлению умений решать квадратные уравнения различных видов соответствующими способами.
VI. Итоги урока
Самостоятельная работа 12
Вариант 1 |
Вариант 2 |
1. Не решая уравнения, найдите сумму и произведение его корней: |
а) х2 + 17х - 38 = 0; б) 3х2 + 8х - 15 = 0 |
а) х2 - 17х - 38 = 0; б) 5х2 + 4х - 1 = 0 |
2. Число 8 - корень уравнения х2 + рх - 16 = 0. Найдите р и второй корень уравнения |
2. Число -12 - корень уравнения х2 + 15х + q = 0. Найдите q и второй корень уравнения |
3. Числа х1 и х2 - корни уравнения
2х2 - 3х + 1 = 0. Найдите значение выражения , не решая уравнение |
3. Числа х1 и х2 - корни уравнения 2х2 - 5х - 6 = 0. Не решая уравнения, найдите значение выражения |
VII. Домашнее задание
1. Повторить содержание и схемы доказательства теоремы Виета и обратной теоремы.
2. Решить упражнения на применение изученных теорем и способов действий.
3. На повторение: определение, классификация и способы решения квадратных уравнений разного вида.