Уроки Музыки
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки музыки 5-8 классы

6 КЛАСС

 

Тема 2. Я и музыка

Урок 17

Тема урока. Тональность, тоника. Разучивание песни "Радужная песня" А. Жилинского. Слушание музыки.

Украинская народная песня "За огородом утки плывут" в обработке М. Леонтовича

 

Цель урока: закрепить с детьми понятие тональность и тоника на образцах музыкальных произведений; развивать вокально-хоровые навыки и музыкально-ритмический слух; воспитывать у детей любовь к украинской народной песне.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: нотный текст песни, магнитофон, фортепиано, аудио-запись, портрет М. Леонтовича.

Ход урока

I. Организация класса к уроку.

1. Музыкальное приветствие.

2. Объявление темы урока.

 

II. Распевки и закрепления нового материала.

Дети взгляните на отрывок песни, который написан на доске. Я вам спою несколько раз, а вы определите на слух, что меняется при этом (Выполняю отрывок на тех самых словах, но меняю высоту звучания).

 

 

(В первом отрывке песня начинается от звука к, который является тонікою в тональности до мажор, во втором - от звука ре, что есть тонікою новой тональности). Давайте дадим определение тональности и тоники.

Тональность - это высота звуков лада, которая зависит от высотного положения тоники.

Тоника - это И основной степень строя.

Название тональности определяется названием тоники и лада.

Задача „Доспівай тоника”.

 

 

Дети сольфеджують и самостоятельно заканчивают мелодию.

 

III. Разучивание песни.

1. Сегодня мы изучим с вами песню О. Жилинского „Радужная песня”. Я вам ЕЕ спою, а вы скажете, почему песня называется „Радужная”.

Художественный показ песни.

 

Радужная песня

Слова В. Гутник

Музыка А. Жилинского

 

image132

 

Более миром-миром

Радуга искрится,

Будем заботиться, уважать

Древние колодцы:

Ярославу советы,

Кобзареве слово,

Честь казацкой общины,

Соловьиный язык.

 

Припев.

Пусть в каждом сердце,

Словно солнечная мечта,

Споет радуга

На добро и надежду!

                                                                       

2. Беседа по прослуханим музыкальным произведением.

- Почему песня имеет такое название?

- Какой характер песни, ее темп?

- В какой тональности написана песня? Почему?

(Начинается от звука ре и ре заканчивается).

Знак при ключе?

(Си бемоль).

- Итак, тональность ре минор, но частично переходит в фа мажор.

Настройка, пение звукоряда ре минор и тоническое трезвучие.

3. Разучиваю песню по фразам по нотным текстом, обращая внимание на ритмический рисунок песни, а также на чистоту интонирования.

 

IV. Слушание музыки.

1. Беседа о творчестве М. Леонтовича и сведения о его жизненном пути. После чего подчеркиваю, что это украинский композитор и основой его творчества являются обработки украинских народных песен для хора.

Знаете, что такое обработки? Тогда песня наполняется звуковыми украшениями и красками, меняется динамика эмоциональной подачи содержания, появляются новые мотивы и подголоски.

Ярким примером такого принципа видоизменения является обработка украинской народной песни „За огородом утки плывут”, которую вы сейчас послушаете и определите характер этой песни.

2. Слушание произведения

3. Характеристика прослушанного.

Смысл текста песни?

- Поддерживает мелодия текст?

- Какой характер мелодии, ее темп?

Это сатирическое произведение, потому что высмеивается показное богатство и тщеславие, поэтому мелодия песни веселая, оживленная, танцевального характера.

 

V. Итог урока.