6 КЛАСС
Тема 2. Я и музыка
Урок 17
Тема урока. Тональность, тоника. Разучивание песни "Радужная песня" А. Жилинского. Слушание музыки.
Украинская народная песня "За огородом утки плывут" в обработке М. Леонтовича
Цель урока: закрепить с детьми понятие тональность и тоника на образцах музыкальных произведений; развивать вокально-хоровые навыки и музыкально-ритмический слух; воспитывать у детей любовь к украинской народной песне.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: нотный текст песни, магнитофон, фортепиано, аудио-запись, портрет М. Леонтовича.
Ход урока
I. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы урока.
II. Распевки и закрепления нового материала.
Дети взгляните на отрывок песни, который написан на доске. Я вам спою несколько раз, а вы определите на слух, что меняется при этом (Выполняю отрывок на тех самых словах, но меняю высоту звучания).
(В первом отрывке песня начинается от звука к, который является тонікою в тональности до мажор, во втором - от звука ре, что есть тонікою новой тональности). Давайте дадим определение тональности и тоники.
Тональность - это высота звуков лада, которая зависит от высотного положения тоники.
Тоника - это И основной степень строя.
Название тональности определяется названием тоники и лада.
Задача „Доспівай тоника”.
Дети сольфеджують и самостоятельно заканчивают мелодию.
III. Разучивание песни.
1. Сегодня мы изучим с вами песню О. Жилинского „Радужная песня”. Я вам ЕЕ спою, а вы скажете, почему песня называется „Радужная”.
Художественный показ песни.
Радужная песня
Слова В. Гутник
Музыка А. Жилинского
Более миром-миром
Радуга искрится,
Будем заботиться, уважать
Древние колодцы:
Ярославу советы,
Кобзареве слово,
Честь казацкой общины,
Соловьиный язык.
Припев.
Пусть в каждом сердце,
Словно солнечная мечта,
Споет радуга
На добро и надежду!
2. Беседа по прослуханим музыкальным произведением.
- Почему песня имеет такое название?
- Какой характер песни, ее темп?
- В какой тональности написана песня? Почему?
(Начинается от звука ре и ре заканчивается).
Знак при ключе?
(Си бемоль).
- Итак, тональность ре минор, но частично переходит в фа мажор.
Настройка, пение звукоряда ре минор и тоническое трезвучие.
3. Разучиваю песню по фразам по нотным текстом, обращая внимание на ритмический рисунок песни, а также на чистоту интонирования.
IV. Слушание музыки.
1. Беседа о творчестве М. Леонтовича и сведения о его жизненном пути. После чего подчеркиваю, что это украинский композитор и основой его творчества являются обработки украинских народных песен для хора.
Знаете, что такое обработки? Тогда песня наполняется звуковыми украшениями и красками, меняется динамика эмоциональной подачи содержания, появляются новые мотивы и подголоски.
Ярким примером такого принципа видоизменения является обработка украинской народной песни „За огородом утки плывут”, которую вы сейчас послушаете и определите характер этой песни.
2. Слушание произведения
3. Характеристика прослушанного.
Смысл текста песни?
- Поддерживает мелодия текст?
- Какой характер мелодии, ее темп?
Это сатирическое произведение, потому что высмеивается показное богатство и тщеславие, поэтому мелодия песни веселая, оживленная, танцевального характера.
V. Итог урока.