География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ГЕОГРАФИЯ. 6 КЛАСС.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

II СЕМЕСТР

 

РАЗДЕЛII

Географическая оболочка и ее составляющие

 

Тема 3. Гидросфера

 

Урок 51. Озера, искусственные водоемы

 

Цель: продолжить формировать у учащихся систему знаний об поверхностные воды: озера, водохранилища, пруды, каналы; показать их практическое значение; научить различать по карте сточные и бессточные озера; воспитывать бережное отношение к водным богатствам; продолжить работу с физической и контурной картой.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: физическая карта мира, учебники, атласы, таблицы, схемы, фотографии, тесты на каждую парту, названия озер, шпильки, физическая карта Украины, таблица «Питание озера».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний, умений, навыков

Тест

Реки:

Волґа

Енисей

Амударья

Нил

Амазонка

1. Берет начало на Памире.

2. Самая длинная в Европе.

3. Является пределом Западносибирской равнины и Середньосибірського плоскогорья.

4. Берет начало на Валдайской возвышенности.

5. Сообщается каналом с Доном.

6. Самая длинная в мире.

7. Самая полноводная в мире.

8. Среднеазиатская река, воды которой используются для орошения.

9. От реки начинается Каракумский канал.

10. Течет по наибольшей по площади равнине мира.

11. Имеет большую дельту, в которой проживает значительное количество населения континента.

Ответы: Волґа - 2, 4, 5

Енисей - 3

Амударья - 1, 8, 9

Нил - 6, 11

Амазонка - 7, 10

Задачи. Показать реки на карте.

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Озера служат человеку источником для водоснабжения и орошения, с их воды получают соли, лечебные грязи, в них ловят рыбу, их берега являются прекрасными местами отдыха.

 

ИV. Изучение нового материала

На суше много замкнутых углублений, в которые стекают поверхностные воды. Если в такое углубление поступает больше воды, чем ее испаряется, вода собирается, образуется озеро.

Работа со словарем. Озеро - большое по площади замкнутое природное углубление на земной поверхности, заполненное водой.

В отличие от моря озеро не является частью океана. От реки отличается тем, что вода в нем не течет, как поток.

Углубление, в котором находится озеро, называется озерной котловиной. Причины образования котловин разнообразные.

 

Типы озерных котловин

Способ образования

Примеры

Тектонические

Образовались во время гороутворювальних процессов

Байкал, Танганьика

Остаточные

Раньше были частью океанов

Каспийское, Аральское

Карстовые

В растворенных водой горных породах

Шацкие

Вулканические

В кратерах потухших вулканов

На Камчатке, Яве, Курильских островах

Типы озерных котловин

Способ образования

Примеры

Загатни

Загачування рек

Сарезьке (Памир), Синевир (Карпаты)

Ледниковые

Випахані древним ледником

Север Евразии, Северной Америки

Старицы

Участки бывшего русла рек

В долинах равнинных рек

Лиманные

На побережьях океанов, морей

Днепровский лиман

Дельтовые

В дельтах рек

Ялпуг, Китай, Кагул

 

Учитель закрепляет названия рек булавками в тех местах, где они расположены.

Озера, как и реки, питаются дождевой, талой и подземной водами. Вода из озера испаряется, выносится реками. Озера бывают стоковыми (из озера вытекает река), например Байкал, бессточными (не вытекают реки), например Иссык-Куль, Мертвое.

В степной части Крыма насчитывается свыше 50 соленых озер (Донузлав, Сасык-Сиваш). Очень соленые озера называются минеральными.

Беседа

• Каким цветом на карте обозначают пресные и соленые озера?

• Привести примеры озер на Восточноевропейской равнине.

• Какое значение имеют озера?

Задача

1. По плану описать озеро Байкал (название, какие формы рельефа его окружают, происхождение котловины, глубина, водный режим, какие реки впадают в него и вытекают из него, соленость, хозяйственное использование) (план описания озера раздать на каждую парту).

2. Обозначить на контурной карте крупнейшие озера мира.

Для хозяйственных нужд создают искусственные водоемы: водохранилища, пруды, каналы.

Работа со словарем. Водохранилища - большие водоемы, которые создают в долинах рек.

Задачи. С помощью физической карты Украины назвать водохранилища на Днепре.

Всего в мире зарегулирован водохранилищами около 1/10 всех рек. Много водохранилищ на реках Волґа, Миссури, Миссисипи, Тіґр, Евфрат.

«Займи позицию». Назовите позывные и негативные последствия создания водохранилищ.

В Украине существует около 28 тысяч прудов. Их создают путем искусственного загачування балок, на дне которых протекают ручьи.

Работа со словарем. Каналы - искусственные водные потоки, которые текут в прорытых человеком руслах и соединяют два и более водных объектов.

Каналы бывают судоходными и оросительными. Судоходные создают с целью сокращения расстояния между портами на берегах разных морей, океанов, рек и озер. Суэцкий канал (длина - 163 км) соединяет Средиземное море с Красным, что позволяет сократить расстояние из Европы в Азию. Панамский канал, построенный в Центральной Америке, соединивший Атлантический и Тихий океаны. Самым длинным каналом Украины является Северокрымский, по нему вода поступает из Днепра до Крымского полуострова на поля, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, обеспечивает водой сотни городов и сел.

 

V. Закрепление новых знаний, умений, навыков

1. Дополните предложение:

• природное углубление, заполненное водой, называется.

• озера по происхождению котловин бывают.

• самым глубоким озером мира является озеро.

• водохранилища - это.

• каналы бывают.

• водопад Анхель, расположенный на материке.

• примером озер, чья котловина имеет реликтовое происхождение, есть озера.

• на Днепре размещены следующие водохранилища: Киевское, Каневское, ... , Днепродзержинское, Днепровское, ...

2. Опознать озера по контуру.

3. На контурной карте обозначить крупнейшие в мире озера, водохранилища.

 

VИ. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

Проработать соответствующий параграф в учебнике.