География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ГЕОГРАФИЯ. 6 КЛАСС.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

II СЕМЕСТР

 

РАЗДЕЛII

Географическая оболочка и ее составляющие

 

Тема 3. Гидросфера

 

Урок 50. Поверхностные воды. Реки

 

Практическая работа № 12. Определение по карте географического положения, направления течения и крупнейших притоков одной из речных систем мира (по выбору)

Цель: углубить систему знаний учащихся о гидросфере путем изучения рек как части мирового круговорота воды в природе; расширить понятие учащихся о реке и ее части, элементы речной системы, речную долину; сформировать первоначальные понятия о питания рек; развивать умение определять географическое положение реки, ее притоков, описывать по плану с помощью карт реки; за картой атласа надписывать реки на контурной карте; развивать интерес к науке гидрологии; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к водоемам.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: физическая карта мира, физическая карта Украины, атласы, учебники, фотографии, таблицы «Водопад», «Речная система. Речная долина. Водопады и пороги».

ХОД УРОКА

И. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний, умений, навыков

Беседа

• Что называется гидросферой?

• Какие части гидросферы вы знаете?

• Какие воды суши вы знаете?

• От чего зависит образование вод суши?

• Привести примеры поверхностных вод.

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Значение рек в природе и жизни человека очень велико. Они являются одним из основных звеньев мирового круговорота воды в природе. Человек издавна использовала реки как пути сообщения, основывала на их берегах свои поселения. Реки - источник пресной воды, рыбы и многого другого, без них наша жизнь представить очень трудно.

 

IV. Изучение нового материала

Вопрос. Какие ассоциации вызывает у вас слово «река»?

Работа со словарем. Река - это постоянный естественный поток воды, что течет углублением, которую называют руслом. Каждая из рек имеет начало, называется истоком. Одна река вытекает из болота, вторая начинается с источника, третья зарождается на склонах гор, четвертая берет свое начало из озера. Течет река много километров и где-то впадает или в море или в озеро или в другую реку.

Работа со словарем. Место, где река впадает в море, озеро или в другую реку называется устьем.

Беседа

• Как называется углубление, по которому течет река?

• Как образуется русло?

• Что делает река с горными породами?

Некоторые горные породы река размывает быстро, другие разрушаются в течение тысячелетий, поэтому русло формируется очень медленно. Русло реки находится в понижении, которое называется речной долиной. Долины равнинных рек широкие, извилистые. Горные реки имеют глубокие узкие долины.

Работа со словарем. Часть речной долины, заливаемая водой в период половодья, называется поймой.

Коренной берег реки имеет форму ступенек, которые называются террасами. Террасы были когда поймами, но река постоянно углубляла свое русло, поэтому сейчас террасы уже не затапливаются водой во время разлива.

Каждая река имеет притоки. Они делятся на правые и левые.

Вопрос. Как узнать, какая приток левая, а какая правая?

Задачи. По физической карте Украины назвать правые и левые притоки Днепра.

В местах, где выпадают обильные осадки, притоков много. Там, где осадки выпадают очень редко, притоков мало, а иногда и вообще нет. Так, река Нил, пересекая пустыню Сахару с юга на север, притоков почти не имеет. В то же время река Конго, протекает по территории с влажным климатом, имеет много притоков.

Река со всеми притоками называется речной системой. Площадь суши, с которой вся вода стекает в одну реку, называется речным бассейном.

Речные бассейны друг от друга отделяются повышениями, иногда горами.

Работа со словарем. Граница между бассейнами рек называется водоразделом.

Направление и скорость течения реки зависят от рельефа поверхности, по которой течет река. Равнинные реки текут спокойно, горные намного быстрее, чем равнинные. Дно в равнинных рек составленное в основном мягкими породами, которые легко размываются течением, однако в некоторых местах встречаются твердые породы, которые размываются медленнее. Когда твердые породы перегораживают русло, на реке образуются пороги. Много порогов было на некоторых участках реки Днепр. Но в 1932 г. там, где было много порогов, построили плотины Запорожской ГЭС. Созданное ею водохранилище затопило пороги, сделав на значительном участке реку судоходной. Иногда на реках образуются водопады.

Работа со словарем. Водопад - падение реки с большого уступа, пересекающего речное русло.

В Южной Америке в системе реки Ориноко существует самый высокий водопад на Земле - Анхель.

Задачи. По физической картой картой назвать водопады Африки.

На реке Ніаґарі в Северной Америке находится один из самых мощных водопадов.

Мы знаем, что река - это водный поток. Но как он пополняется водой? Реки питаются дождевой водой, талыми водами снега и льда, подземными водами. Но чаще все реки имеют смешанное питание с преобладанием одного из источников.

Вопрос. Какое питание будет преобладать в реки Днепр зимой? летом? осенью? весной?

Работа с учебником. Прочитать о найповноводнішу реку Земли.

Вопрос. Меняется уровень воды в реке в течение года?

Количество воды в реке меняется по сезонам.

Работа со словарем. Изменение уровня воды в реке в течение года называется режимом реки. Наивысший уровень воды в реке, который наступает каждый год в определенное время, называется наводнением. Большие дожди могут вызвать кратковременные поднятия уровня - паводки. Низкий уровень воды в реке называется меженню.

Зимой на реках, протекающих на территории, где происходит смена холодной (морозной) и теплого времен года, наблюдается ледостав - период неподвижного ледяного покрова на реке.

Выполнение практической работы № 12

Вследствие хозяйственного использования рек человеком обострилась проблема чистой пресной воды.

Сценка «Кому нужна помощь?»

Врач. Я доктор Айболит, а это мой помощник Валеолог. В последние годы мы не имеем времени для отдыха, и все новые заболевания, которых раньше никто не знал.

Человек (бежит). Доктор, спасайте! Кожу с меня кто-то сдирает, я вся горю, волдырями покриваюсь.

Врач (осматривает раны). Раны эти тяжкие. И беде мы поможем, вот повязку вам наложем (перевязывает) и дадим рецепт на лекарства. (Пишет рецепт.) Вы нам расскажите, что произошло.

Человек. Сейчас все говорят о здоровье, закаливание, обливание водой. А кому не хочется быть здоровым? Я не морж, зимой на Ворсклу не хожу, но только потеплело - решила на свежем воздухе обливаться водой (закаляться).

Валеолог. А вода была какой? Где вы воду брали?

Человек. Вода обычная, из Тарапуньки. Она почти через мой двор протекает.

Валеолог. Вода чистая?

Человек. Да как вам сказать?! Раньше, говорят, весь город с нее пыле, а сейчас куры, гуси пьют, свиньи уже почему-то не хотят.

Врач. А почему люди не пьют воды?

Валолог. И вы же помните, что недавно нам приходило письмо от реки Тарапуньки с просьбой помочь очистить ее воду.

Врач. Ой, за хлопотами я что-то забыл.

Валеолог (находит письмо и читает)

Ой, спасайте меня, люди,

Вытаскивайте из мусора,

Что бросают в меня повсюду

И не дают мне жизни.

Мусором и битым стеклом

Укрылись русло, берега.

Не хотят уже воду пить

С меня лошади и птицы.

Задыхаюсь от бензина,

Масла, грязи; хоть умри,

Как начнут эти машины

Мыть в реке шоферы.

Стали люди жить хорошо,

И неужели же этот прогресс

Имеет реку погубить?

Я взываю «SOS»!

Врач. Так вон в чем дело. Вы обливались загрязненной водой, поэтому не удивительно, что вас так высыпало.

Человек. Вы уже сами разбирайтесь с рекой, а выпишите мне больничный, и я пойду.

Врач. Это реке нужен больничный, а вам мы дадим приглашение на курс лекций, посвященных влиянию состояния природы на здоровье людей. (Вручает приглашение.) А сегодня мой помощник расскажет вам о влияние загрязненной воды на организм человека.

Валеолог. В случае поступления в водоемы нефтепродуктов их пары вызывают у человека заболевания органов дыхания и центральной нервной системы, повышают утомляемость. Пить такую воду не возможно, ибо кроме того, что она имеет неприятный запах, в ней содержится много ядовитых соединений, в частности сероводород, который вызывает заболевания легочной системы.

Тяжелые металлы, которые попадают в воду, вызывают головные боли, повреждают почки, печень. Свинец снижает интеллектуальное развитие, развивает агрессивность, невнимательность, глухоту, задерживает рост. Мизерные примеси свинца вредят нервной и кровеносной системам детей.

Синтетические моющие средства вызывают головные боли, повреждают костный мозг, приводят к потере координации движений, вызывают лейкемию.

Пестициды и гербициды, которые попадают в воду, повреждают печень, вызывают болезни кожи, рак.

Врач. Чтобы не случилось с вами беды, помните о состоянии воды, потому что без воды и ни туда и ни сюда.

 

V. Закрепление новых знаний, умений, навыков

1. Дополните предложение:

• Главная река вместе с притоками...

• Часть речной долины, которая затапливается во время половодья...

• Место впадения реки...

• Начало реки...

• Самый высокий в мире водопад...

• Падение реки с большого уступа ...

• Изменение уровня воды в течение года ...

• Самая полноводная река мира ...

• Твердые горные породы, которые перегораживают русло реки...

• Река может иметь такое питание...

• Территория, с которой река вместе с притоками собирает воду...

2. На контурную карту нанести крупнейшие реки каждого материка.

 

VI. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

Проработать соответствующий параграф в учебнике.