Раздел II
МАТЕРИКИ
Урок № 53 (вариант А)
Тема. ОТЛИЧИЕ ЕВРАЗИИ ПО ГЕОЛОГИЧЕСКОМУ СТРОЕНИЮ ОТ ДРУГИХ МАТЕРИКОВ. ДРЕВНИЕ ОЛЕДЕНЕНИЯ. СЕЙСМИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ОБЛАСТИ
Цель: определить основные особенности тектонического и геологического строения Евразии; выяснить последствия влияния древних оледенений на формирование рельефа материка, определить закономерности расположения сейсмически активных зон на материке, продолжать формировать умение работать с различными видами карт и источниками географических знаний.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: атласы, тетради (работа в таблице из предыдущего урока), физическая и тектоническая карты Евразии, изображения Джомолунґми, Казбека, Монблана и др., геохронологическая таблица, слайды с видами Евразии для мультимедийной доски.
Опорные и базовые понятия: геохронологическая таблица, эпоха горообразования, старые и молодые складчатые области, геосинклінальні пояса, платформы, плиты, щиты, тектонический разлом, горст, грабен.
Географическая номенклатура: горы: Альпы, Пиренеи, Апеннины, Карпаты, Крымские, Скандинавские, Уральские, Кавказ, Тянь-Шань, Гималаи (г. Джомолунґма); равнины: Восточно-европейская, западно-сибирская, Великая Китайская; низменности: Прикаспийская, Индо-Гангская, Месопотамская; Среднерусская возвышенность; плоскогорья: Среднесибирское, Декан; нагорья: Тибет, Иранское; вулканы: Гекла, Этна, Везувий, Ключевская Сопка, Фудзияма, Кракатау; платформы: Восточно-европейская, Сибирская, Тарімська, Аравийская, Индостанская, западно-сибирская, Туранская, геосинклінальні пояса: Альпийско-Гималайский, Тихоокеанское «Огненное кольцо»; щиты: Балтийский, Украинский.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Организационный момент
Прием «Удивлю всех»
Учитель. Взгляните на доску. Как вы думаете, какую вершину вы видите?
Именно так, это Джомолунґма - самая выдающаяся из вершин планеты Земля.
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
1. Прием «Взаємоопитування»
Учащиеся в течение 2-3 минут проверяют уровень осведомленности в материале домашнего задания.
2. Прием «Географическая мозаика»
• Равнинный участок суши высотой до 200 метров над уровнем моря... (Возвышенность)
• Конусообразная гора с круглым углублением (кратером) на вершине, через которое на поверхность Земли изливается лава, выходят газы и водяной пар выбрасываются вулканический пепел и обломки горных пород... (Вулкан)
• Большая стойка участок кристаллических пород, покрытые слоем осадочных и вулканических пород... (Платформа)
3. Прием «Творческий поиск»
• Из которых ер состоит геологическое время?
• Определите по геохронологической таблице основные периоды горообразования на Земле.
• Какие события произошли в определенные периоды горообразования?
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся
Прием «Проблемный вопрос»
Учитель. Для верного анализа причин распределения форм рельефа и полезных ископаемых необходимо знать тектоническое и геологическое строение материка. Какая связь прослеживается между рельефом, геологическим строением и полезными ископаемыми на примере материка Евразия?
IV. Изучение нового материала
1. Прием «Картографический практикум»
Задачи. Выяснить с помощью тематических карт атласа основные тектонические структуры материка, проанализировать их геологический возраст. Определить, каким цветом обозначают древнейшие части земной коры. Что они представляют собой в тектоническом отношении? С каких тектонических платформ состоит территория Евразии?
2. Прием «Блицопрос»
• Что такое «сейсмически активная зона»?
• Какие сейсмически активные зоны есть на материке Евразия?
• На какие группы делятся ледники?
3. Прием «Картографическая лаборатория»
Задачи. С помощью физической карты материка определите основные формы рельефа и, сравнив результаты работы с тектонической картой, назовите соответствующие им тектонические структуры. (Работа выполняется по рядам в парах.)
I ряд - низменности;
II ряд - возвышенности;
III ряд - горы.
4. Прием «Микрофон»
Ученики подводят итоги работы.
5. Прием «Путешествие»
Задачи. Совершите странствие в других материков и определите различия их рельефа от рельефа Евразии. (Работа выполняется по группам.)
I группа - Евразия и Африка;
II группа - Евразия и Австралия;
III группа - Евразия и Южная Америка;
IV группа - Евразия и Северная Америка;
V группа - Евразия и Антарктида;
V. Закрепление изученного материала
Прием «Географическая лаборатория»
Задачи. По образцу начать заполнять таблицу в тетрадях.
Регион
Евразии |
Тектоническое строение |
Основные формы рельефа |
Типы полезных ископаемых |
платформа |
область складчатости |
горы |
равнины |
топливные |
рудные |
нерудные |
древняя |
молодая |
Северная
Европа |
Балтийский щит древней Восточноевропейской платформы |
Каледонская |
- |
Скандинавские |
+ |
- |
Медные, железные |
- |
VИ. Итог урока
1). Прием «Микрофон»
Чем строение поверхности Евразии отличается от всех других материков?
2). Прием «Экспресс-тест»
1. По сложности и разнообразию строения земной коры и рельефа Евразия:
а) превосходит Африку и Северную Америку;
б) превосходит Африку, но уступает Северной Америке;
в) уступает Африке, но превосходит Северную Америку;
г) уступает Африке и Северной Америке.
2. Амплитуда высот на территории Евразии достигает около... километров.
а) 5; б) 7; в) 9; г) 11.
3. Наиболее высокими на территории Евразии являются горные системы, образованные в:
а) древнейшую складчатость; б) древнюю складчатость; в) среднюю складчатость; г) новая складчатость.
4. Нагорье, для которого характерны наибольшие абсолютные высоты:
а) Легенда; б) Памир; в) Малоазиатское; г) Тибет.
5. Сейсмические пояса в Евразии протягиваются вдоль... окраин материка.
а) Западных и северных; б) северных и восточных; в) восточных и южных; г) южных и западных.
6. Горы, расположенные в областях древней складчатости...
а) Карпаты и Кавказ; б) Кавказ и Пиренеи; в) Пиренеи и Скандинавские; г) Скандинавские и Алтай.
7. Вдоль восточного побережья Евразии протягивается... пояс.
а) Медно-никелевый; б) свинцово-цинковый; в) оловянно-вольфрамовый; г) железо-марганцевый.
VII. Домашнее задание
• Проработать соответствующий текст в учебнике.
• Продолжить заполнение таблицы.
• Подготовить дополнительный материал к уроку (уведомление о отдельные формы рельефа Евразии, горные вершины, месторождения полезных ископаемых).
Дополнительный материал к уроку
• Наибольшее количество землетрясений на материке происходит в Японии (а в мире с этой территорией может поспорить только Чили). Каждый год здесь происходит около 1000 землетрясений, то есть по 3 на день. А в рекордный 1930 год на территории страны было зарегистрировано 5744 землетрясения, по 13 в день.
• Тихоокеанское вулканическое кольцо сосредотачивает в себе около 1500 вулканов, из них почти 600 действующих.