География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ГЕОГРАФИИ
7 класс

Раздел II

МАТЕРИКИ

Урок № 53 (вариант А)

Тема. ОТЛИЧИЕ ЕВРАЗИИ ПО ГЕОЛОГИЧЕСКОМУ СТРОЕНИЮ ОТ ДРУГИХ МАТЕРИКОВ. ДРЕВНИЕ ОЛЕДЕНЕНИЯ. СЕЙСМИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ОБЛАСТИ

 

Цель: определить основные особенности тектонического и геологического строения Евразии; выяснить последствия влияния древних оледенений на формирование рельефа материка, определить закономерности расположения сейсмически активных зон на материке, продолжать формировать умение работать с различными видами карт и источниками географических знаний.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: атласы, тетради (работа в таблице из предыдущего урока), физическая и тектоническая карты Евразии, изображения Джомолунґми, Казбека, Монблана и др., геохронологическая таблица, слайды с видами Евразии для мультимедийной доски.

Опорные и базовые понятия: геохронологическая таблица, эпоха горообразования, старые и молодые складчатые области, геосинклінальні пояса, платформы, плиты, щиты, тектонический разлом, горст, грабен.

Географическая номенклатура: горы: Альпы, Пиренеи, Апеннины, Карпаты, Крымские, Скандинавские, Уральские, Кавказ, Тянь-Шань, Гималаи (г. Джомолунґма); равнины: Восточно-европейская, западно-сибирская, Великая Китайская; низменности: Прикаспийская, Индо-Гангская, Месопотамская; Среднерусская возвышенность; плоскогорья: Среднесибирское, Декан; нагорья: Тибет, Иранское; вулканы: Гекла, Этна, Везувий, Ключевская Сопка, Фудзияма, Кракатау; платформы: Восточно-европейская, Сибирская, Тарімська, Аравийская, Индостанская, западно-сибирская, Туранская, геосинклінальні пояса: Альпийско-Гималайский, Тихоокеанское «Огненное кольцо»; щиты: Балтийский, Украинский.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Организационный момент

Прием «Удивлю всех»

Учитель. Взгляните на доску. Как вы думаете, какую вершину вы видите?

Именно так, это Джомолунґма - самая выдающаяся из вершин планеты Земля.

 

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

1. Прием «Взаємоопитування»

Учащиеся в течение 2-3 минут проверяют уровень осведомленности в материале домашнего задания.

2. Прием «Географическая мозаика»

• Равнинный участок суши высотой до 200 метров над уровнем моря... (Возвышенность)

• Конусообразная гора с круглым углублением (кратером) на вершине, через которое на поверхность Земли изливается лава, выходят газы и водяной пар выбрасываются вулканический пепел и обломки горных пород... (Вулкан)

• Большая стойка участок кристаллических пород, покрытые слоем осадочных и вулканических пород... (Платформа)

3. Прием «Творческий поиск»

• Из которых ер состоит геологическое время?

• Определите по геохронологической таблице основные периоды горообразования на Земле.

• Какие события произошли в определенные периоды горообразования?

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

Прием «Проблемный вопрос»

Учитель. Для верного анализа причин распределения форм рельефа и полезных ископаемых необходимо знать тектоническое и геологическое строение материка. Какая связь прослеживается между рельефом, геологическим строением и полезными ископаемыми на примере материка Евразия?

 

IV. Изучение нового материала

1. Прием «Картографический практикум»

Задачи. Выяснить с помощью тематических карт атласа основные тектонические структуры материка, проанализировать их геологический возраст. Определить, каким цветом обозначают древнейшие части земной коры. Что они представляют собой в тектоническом отношении? С каких тектонических платформ состоит территория Евразии?

2. Прием «Блицопрос»

• Что такое «сейсмически активная зона»?

• Какие сейсмически активные зоны есть на материке Евразия?

• На какие группы делятся ледники?

3. Прием «Картографическая лаборатория»

Задачи. С помощью физической карты материка определите основные формы рельефа и, сравнив результаты работы с тектонической картой, назовите соответствующие им тектонические структуры. (Работа выполняется по рядам в парах.)

I ряд - низменности;

II ряд - возвышенности;

III ряд - горы.

4. Прием «Микрофон»

Ученики подводят итоги работы.

5. Прием «Путешествие»

Задачи. Совершите странствие в других материков и определите различия их рельефа от рельефа Евразии. (Работа выполняется по группам.)

I группа - Евразия и Африка;

II группа - Евразия и Австралия;

III группа - Евразия и Южная Америка;

IV группа - Евразия и Северная Америка;

V группа - Евразия и Антарктида;

 

V. Закрепление изученного материала

Прием «Географическая лаборатория»

Задачи. По образцу начать заполнять таблицу в тетрадях.

 

Регион

Евразии

Тектоническое строение

Основные формы рельефа

Типы полезных ископаемых

платформа

область складчатости

горы

равнины

топливные

рудные

нерудные

древняя

молодая

Северная

Европа

Балтийский щит древней Восточноевропейской платформы

Каледонская

-

Скандинавские

+

-

Медные, железные

-

 

VИ. Итог урока

1). Прием «Микрофон»

Чем строение поверхности Евразии отличается от всех других материков?

2). Прием «Экспресс-тест»

1. По сложности и разнообразию строения земной коры и рельефа Евразия:

а) превосходит Африку и Северную Америку;

б) превосходит Африку, но уступает Северной Америке;

в) уступает Африке, но превосходит Северную Америку;

г) уступает Африке и Северной Америке.

2. Амплитуда высот на территории Евразии достигает около... километров.

а) 5; б) 7; в) 9; г) 11.

3. Наиболее высокими на территории Евразии являются горные системы, образованные в:

а) древнейшую складчатость; б) древнюю складчатость; в) среднюю складчатость; г) новая складчатость.

4. Нагорье, для которого характерны наибольшие абсолютные высоты:

а) Легенда; б) Памир; в) Малоазиатское; г) Тибет.

5. Сейсмические пояса в Евразии протягиваются вдоль... окраин материка.

а) Западных и северных; б) северных и восточных; в) восточных и южных; г) южных и западных.

6. Горы, расположенные в областях древней складчатости...

а) Карпаты и Кавказ; б) Кавказ и Пиренеи; в) Пиренеи и Скандинавские; г) Скандинавские и Алтай.

7. Вдоль восточного побережья Евразии протягивается... пояс.

а) Медно-никелевый; б) свинцово-цинковый; в) оловянно-вольфрамовый; г) железо-марганцевый.

 

VII. Домашнее задание

• Проработать соответствующий текст в учебнике.

• Продолжить заполнение таблицы.

• Подготовить дополнительный материал к уроку (уведомление о отдельные формы рельефа Евразии, горные вершины, месторождения полезных ископаемых).

 

Дополнительный материал к уроку

• Наибольшее количество землетрясений на материке происходит в Японии (а в мире с этой территорией может поспорить только Чили). Каждый год здесь происходит около 1000 землетрясений, то есть по 3 на день. А в рекордный 1930 год на территории страны было зарегистрировано 5744 землетрясения, по 13 в день.

• Тихоокеанское вулканическое кольцо сосредотачивает в себе около 1500 вулканов, из них почти 600 действующих.