УТОПИЯ - В первоначальном значении - название вымышленной страны в произведении англ. гуманиста Т. Мора: "Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве и о новый остров Утопия"; жанр лит.-публицистических и социально-гуманистических произведений; тип сознания, что противопоставляет мнимый, надлежащий или желаемое состояние вещей самой реальности, акцентируя на безусловном превосходстве первого над вторым.
Часто главным признаком У. считают ее принципиальную невыполнимость, однако этот признак не может быть теорет. обоснована, наук, доказана. Из того, что мы не видим сейчас путей реализации данной идеи или образа надлежащего состояния дел, вовсе не следует, что они никогда не будут воплощены в жизнь и, следовательно, что они утопичны. Поэтому следует обратить внимание и на др. признаки. - попытки в ее пределах унифицировать все стороны жизни общества или большинство из них как необходимое средство его совершенствования, несоответствие такой унификации (а следовательно, и У. в целом) реальной природе человека. Следует различать В., в процессе создания уже воспринимались как невыполнимые ("Утопия" Т. Мора) и реализация которых рассматривалась их создателями и адептами как обязательная, и лишь со временем стала очевидной их невыполнимости (В эстетические. XX ст.).
Традиционно В. включает два компонента - критику (явную или завуалированную) существующей ситуации и описание положительного, надлежащего состояния дел. Различают несколько видов В.: социальная В. - образ должного состояния дел в обществе (см Утопия социальная); эстетическая В. - представление о совершенствовании жизни людей средствами архитектуры и искусства (В. Морис считал, что между полезностью и красотой вещей не должно быть резкой границы; если каждая вещь нашего окружения будет произведением искусства, люди изменятся к лучшему; А. Уайльд писал о культе красивых предметов, которые являются ступенькой к всякой мудрости и всякого значения; Ле Карбюз'є стремился путем построения "Дома вилл" и др. архитектурных комплексов, вроде "Дома вилл" и "дома - машины", создать условия социального равенства в процессе урбанизации); этическая. - представление о том, что люди смогут вести себя всегда согласно с нормами морали под влиянием роста объема знаний и распространение образованности (Просвещение), или в результате распространения религ. представлений и норм (христианские миссионеры), или под влиянием красоты (деятельность фирмы В. Мориса). Сюда же можно отнести представление о возможности всезаг и полной реализации какого-либо отдельно взятого морального принципа (справедливости, правды и т. п.); реліг. В. - образ определенной группы людей (общины, региона, страны и т. п.), сожительство которой приобрело завершенную совершенства в результате того, что оно основывается на принципах и заветах определенной религии или ожидания полного и всестороннего осуществления религ. пророчеств и заповедей (есхатол. представление раннехристианских общин, ідеол. концепции некоторых ересей и сект на начальных этапах их существования); полет. В. - образ правителя или способа полет, правления, который обеспечил бы лучшее состояние полет, ситуации в государстве ("добрый царь" в представлениях русского крестьянства, "просвещенный монарх" во взглядах представителей франц. Просвещения XVIII вв.).
В отечественной социально-полит. лит. У. время отождествляют с мифом, особенно когда характеризующих какое-либо явление или процесс (как утопический, міфол. и т.п.). Для такого отождествления, безусловно, есть определенные основания. Напр., и миф и утопия не делают четкой границы между реальным и иллюзорным. Однако между мифом и У. е и существенные различия: 1) миф охватывает весь мир (космос, землю, растения, животных, человека), В. - только людей и организации их жизни; 2) миф включен в существующую действительность, вплетен в нее, тогда как У. сознательно отмежевывается, дистанцируется от действительности; 3) миф рассматривается как реальность в то время, когда он выступает как миф; в У. так или иначе речь идет об определенной другую реальность, которая не совпадает с тем, что есть сейчас реальным; 4) миф по большей части не имеет оценочного характера даже тогда, когда речь идет о т. н. мифы оценок, ибо в последних оценка касается функций, пригодности вещей, а не этического, эстетического и др. нормирования; В. же направлена на осуществление оценочных сравнений, она формирует свой положительный компонент именно на их основе.
Функции В.: 1. Критична. Содержит критику реального состояния дел в той или иной сфере сусп. жизни или общества в целом; 2. Гносеол. Осуществляя крит. анализ реального состояния вещей. В., во-первых, путем описания дает достаточно подробную информацию о процессах и явлениях; во - вторых, пытается выяснить причины проблем, о которых идет речь; 3. Аксиологическая. В оценках возникает, как правило, черно-белый мир, что рассматривается как расторгнут, разделен на положительное и отрицательное, которые противостоят друг другу. В "положительных" У. описание совершенного общества противопоставляется "плохому" обществу, в "негативных". - наоборот. Однако в обоих случаях объект описания одномерен - он или безусловно "хороший", или безусловно "плохой"; 4. Культуротворча. Связана со стремлением утопистов к полной и полной реализации изображенных идеальных образований, замыслов осуществить неосуществимое; 5. Личностная. Реализуется в период становления личности, когда утопичность стремлений и представлений о мире является необходимым компонентом процесса формирования способности человека к творчеству, становление ее индивидуальности. Появление сознания как особого вектора функционирования сусп. сознания можно объяснить расписанию мифа, вследствие чего последняя теряет возможность произвольно отождествлять свои акты с действительностью, а действительность - со своими внутренними проблемами. В топическая сознание выполняет функцию компенсации неполноты сознания в условиях рационализации и ее самой и жизни (см. Сознание утопическая).
В социологии У. рассматривается как истор. и социально обусловленная форма сусп. осознанного коллективного действия, что влечет за собой те или иные поведенческие (массовые, индивидуальные) стереотипы. Существует несколько пониманий. Напр., Ж. Сорель противопоставляет ее как раціоналізовану ложную сознание социальному мифу, этой форме стихийного выражения сусп. потребностей. К. Маннгейм рассматривает У. как социальную критику, что должно выводить общество за пределы существующего состояния в отличие от идеологии, которая правит по социальной апологета существующего. Л. Мэмфорд объясняет В. как социальное предвидение, прогноз будущего. Ф. Хайек Ф. Поллок, наоборот, толкуют У. как либерально - демокр. (полит.) идею, что возникает в противовес марксизму.