УСПЕХ ЖИЗНЕННЫЙ - комплекс представлений, сложившийся на почве сусп. требований (норм, ценностей, стандартов), ожиданий и признании актуальных и потенциальных индивидуальных достижений, которые оцениваются как высокие, престижные, образцовые в стратифікованому обществе. Этот комплекс служит критерием оценок, какие именно результаты деятельности индивидов социально вознаграждаются, к чему стоит стремиться, чем следует гордиться. Проблематика. ж. охватывает совокупность соответствующих социокультурных образцов и одновременно индивидуальных установок, ожиданий, притязаний на максимальное самоутверждение в существующей социальной структуре. Способ достижения. ж. определяется обществом, хотя и зависит от многих факторов (социального происхождения, психол. черт личности, даже случайного стечения обстоятельств).
В зависимости от того, в какой сфере человеческой деятельности достигнуто. ж., различают профессиональный успех, полет., наук., спортивный и т. д. Возможна и стратегия сознательного уклонения от В. ж. в сусп. жизни и его реализация в сфере частной жизни (семья, досуг и т.д.). Критерием типологизации В. ж. могут быть и средства его достижения с точки зрения существующей правовой системы (В. ж. - легитимный или нелегитимный), и форма проявления (одномерный У. ж. означает первенство в одной социальной иерархии, многомерный - в нескольких одновременно), и масштаб признания (в кругу семьи, группы межличностного общения, в пределах организации, города, страны, всемирная известность).
Индустриально - капитале. общество открыло индивиду множество шансов на переход из одной страты в другую. Никто не вынужден оставаться пожизненно закрепленным за своим статусом. Обычный фермер может в будущем стать президентом, малоимущая женщина - нац. кинозвездой. Наряду с этим класс, образцом У. же. ("амер. мечта"), а также традиционным для протестантской этики оправданием успеха как материального обогащения через идею служения, специфический социокультурный феномен представляла советов. модель У. же. Установка на приоритетность коллективного характера достижений, официальная пропаганда личной скромности и контроль со стороны административно-командной системы с социальными перемещениями почти не оставили легитимного поля для проявления личностной инициативы, предпринимательского поведения, суверенитета личности в проектировании и создании частной жизни.
Во время перехода к открытому эгалитарного общества У. ж. перестает быть жестко детерминированным со стороны социального статуса. Поддержание определенного статуса индивида, его саморазвитие и самоосуществление все больше определяются индивидуальными ресурсами и конкурентной активностью других индивидов. Социальный статус личности в развитых индустриальных обществах определяется все чаще ее реальными достижениями, чем аскриптивними признакам. Обреченность на место в заданных социальных иерархиях трансформируется в поиске "своей" статусно-ролевой иерархи, в которой ценой индивидуальных достижений можно стать первым, вплоть до инициирования новой системы иерархий. В посткомуніст. обществе определенный период закономерно сосуществуют две модели У. же. - предварительная, коллективно-патерналистская, и новая, индивидуально-прагматическая, в разном соотношении среди различных возрастных, образовательных, семейных, профессиональных и террит. групп.
Понятие "У. же" достаточно проработан в современной зап. социологии. У. ж. достигается, по Д. Рісменом, с помощью поведения, которое соответствует представлениям о нем других (круга общения, референтной группы, СМИ). "Ориентированном на другого" индивиду предлагается участвовать в соревновании за У. ж. путями, что их открывают ему социальное происхождение и возможности, которые обусловлены социальной системой. Известная работа Г. Мертона посвящена, в частности, аномии - несоответствия между целями У. ж., которые задаются культурой, и інституціально ограниченными средствами их достижения. П. Бергер, рассматривая У. ж. как восходящее движение абстрактными лестнице, как проявление присущей современному человеку ориентации на открытость социальных иерархий, а не на существующие ограничения до социального продвижения, связывает эту тенденцию с объективными чертами зап. общества индустриального капитализма. Критерием У. ж. является социальная мобильность, а классы образуют то социальное пространство, в котором осуществляются индивидуальные успехи. Согласно концепции П. Бурдье, в образовательной системе вознаграждается осведомленность индивида о культуре высших слоев общества, способность воспринимать и воспроизводить соответствующие образцы поведения. Индивиды осуществляют восходящую мобильность в зависимости от степени конвертации экон. капитала в образовательный. Н. Эштон, Д. Филд обнаружили, что в среде любого класса и социального слоя существуют типы "альпиниста" (с направленностью на достижение У. ж.), "статика" (с умеренной активностью) и "пассивной человека", выделенные К. Куином. Высоты, которые штурмуют "альпинисты", расположенные на разных уровнях, которые определяются совокупностью шансов на тот или иной тип и меру У. же. О. Данкен установил, что в дополнение к абсолютному уровню доходов респондентов удовлетворение уровнем жизни как субъективное ощущение У. ж. также сравнивается с их относительной позицией в распределении доходов.
В противовес традиционному пониманию У. ж. как материального, в литературе есть свидетельства и о т. н. експресіоністський тип У. ж., направлен на максимальную самореализацию индивида (Д. Янкелович). Исследованиями М. Кона зафиксировано, что люди, которые занимают высшие позиции в социальной стратификации, больше ценят самоопределения для своих детей и сами ориентированы на самоопределение, чем те, кто находится ниже на социальной лестнице. Следовательно, существующие подходы к толкованию У. ж. сводятся к двум констатаций: 1) У. же. - это достижение той позиции в иерархии, которая соответствует ожиданиям других, даже при условии расхождения с личными притязаниями; 2) успешным может считаться статус, даже и не престижный, но такой, что оценивается как успешный самим индивидом.
У. ж. может быть измерен с помощью шкалы социальной вознаграждения, популярности, влияния, рейтинговых оценок, показателей количества единомышленников, сторонников, последователей. При анализе субъективной составляющей У. же, выбор индивидом социальной иерархии, которая оптимально соответствовала бы его возможностям; сравнительное оценивание социальных статусов - собственного и "значимых других", преодоление барьеров на пути к успеху и т.п.) целесообразно применение биографического метода, а также методов определения самооценки и уровня притязаний. Интегративная формула У. ж. предложенная Есть. Головахой, обеспечивает взаимосвязь актуальных и перспективных показателей. Объективный У. ж. трактуется в ней как совокупность жизненных достижений, а субъективно-перспективный - как готовность и способность человека к дальнейшей самореализации в различных сферах жизни.