Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

УТОПИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (в отличие от реліг., этической, эстетической и др. утопий) - образ общества, организованного разумно, рационально, гармонично ли справедливо.

Сусп. устройство, что его изображает У. с., дистанцирован в пространстве (желаемый социальный строй находится где-то далеко) или во времени (переносится в прошлое, как "золотой век", или в будущее).

Очень часто главным признаком У. с. считают ее неосуществимость, принципиальную невозможность реализации. Но в последнее время в лит. распространяется мнение о том, что тоталитарные режимы XX в. можно рассматривать как реализованную У. с. Что самое ужасное в утопии, как писал М. Бердяев, так это возможность ее реализации. После Октябрьской революции 1917 г. М. Бердяев даже ставил вопрос о том, как избежать окончательного осуществления утопии и вернуться к менее совершенному, но не утопического общества. Поэтому в сусп. мнении значительное место занимает проблема соотношения У. с. с реальной жизнью, в частности в аспекте ее реализации. Уже в самом авторском видении У. с. рассматривалась или как такая, что ее принципиально нельзя реализовать (Т. Мор), или же, наоборот, достойной реализации (Г. Оуэн). Поскольку чаще всего речь шла не о наук., логике и фактам обоснованную и просчитанную теорию, а о худ. или публицистическое произведение, то вопрос о реализации У. с. основывалось преимущественно на вере, а не на знании. Вместе с тем ряд черт и характеристик сусп. жизни, изображенных в У. с., со временем приобрела статус социальных реалий, что позволяет оценивать ее как определенную форму социального предвидения.

Поскольку такой признак утопии, как ее нереализованность, не является безусловной, то она дополняется другими признаками, в частности, несоответствием утопических проектов реальной природе человека: попытки утопистов унифицировать все стороны жизни общества (или большинство из них) и толковать эту унификацию как единственно правильную и необходимую для устройства совершенного и справедливого общества.

В развитии У. с. прослеживается две основные линии: авт. и народная утопия. Авт. утопия создавалась преимущественно представителями образованных слоев общества и включала к своему содержанию проекты идеального государства, идеального гос. устройства как средства организации более совершенного общества и решения на полет., реліг., моральных проблем (напр., "Государство" Платона, "Князь" Н. Макиавелли и др.). Параллельно происходило формирование народной утопии, что отражала и выражала представление народа о справедливом обществе.

В отличие от авт. народная утопия не опирается на какую-то теорию, концептуальную построение, а выходит из традиций и социально-психол. установок в вопросах о надлежащем существования и взаимоотношения людей в обществе. Как правило, это описания картин лучшего сусп. жизни. Эти утопии апеллируют преимущественно к бытовым подробностям и почти ничего не говорят о полете, устройство и вообще о принципах совершенной жизни в рамках общества. Авт. и народные традиции впервые сочетаются в "Утопии" Т. Мора, но они и дальше продолжают существовать как отдельные линии развития У. с., кое-где пересекаясь и взаимно влияя друг на друга.

По социальной направленностью и содержанием решаемых проблем авт. У. с. подразделяют на рабовладельческие (Платон, Ксенофонт), теорет., реліг. (Августин Блаженный "О граде Божьем", В. Андреа "Христианополіс", Т. Кампанелла "Монархия Мессии"), социалист. (Т. Мор "Утопия", Е. Кабе "Путешествие в Ікарії"), бурж. (Дж. Гаррингтон "Республика Океания"), технократические (Фр. Бэкон "Новая Атлантида").

О наличии У. с. в странах Востока существуют различные т. с. Одни источники наз. представителей утопической мысли Китая (Мо Цзы, Лао Цзы, Шан Ян), народов Бл. и Ср. Востока (Ибн Баджа, Аль Фараби, Ибн Туфайл). Другие источники отмечают, что за распространение конфуцианства и ислама вост. традиция не дала целостных утопий, и можно говорить лишь о определенные элементы утопизма в отношении этих регионов. Однако в XX ст. У. с. здесь уже имеет место (напр., Лао Шэ "Кошачий город").

В 20-х гг. XX ст. У. с. переживает своеобразное возрождение (в значительной степени благодаря творчеству Г. Уэллса), поскольку в настоящее время не только осуществляется изучение текстов У. с,, написанных в предыдущие эпохи, и анализ их идейного содержания, но и начинается исследование роли и места У. с. у сусп. жизни. К. Маннгейм противопоставляет утопию, которая, по его мнению, выполняет функции социальной критики идеологии с апологетичними функциями. По мнению Л. Мемфорда, У. с. должен помочь людям смириться с будущим, неизбежность которого диктуется логикой техн. развития (он вводит понятие "утопия бегства" и "утопия перестройки"). В XX в. развивается и антиутопия (см. Антиутопия).

В др. пол. XX ст. У. с. приобретает новых модификаций, Некоторые исследователи считают футурологію своеобразным продолжением утопии в широком смысле слова, имея в виду интеллектуальные (а не только сугубо наук.) попытки продолжить в будущее перспективу развития современных экон., социальных, полит, и др. процессов. Футуролог, как и утопист, ставит вопрос о том, какой будет действительность, если нынешние тенденции сохранятся или изменятся под влиянием сил, реальность которых уже теперь очевидна. Утопист тоже занимается теми социальными процессами и явлениями, которых еще нет.

Однако из сказанного вовсе не следует, что футурология - это возрождение утопизма. Между ними есть и существенные различия. Футуролога интересует то, что вытекает из существующего положения вещей, утописта - то, что будет противоположным этому состоянию. Футуролог интересуется последовательностью процессов, которые происходят в обществе; утопист - неподібністю их крайних состояний. Футуролог прогнозирует отдельные процессы, а не состояние общества в целом; утопист рисует целостную картину общества, а некоторые отдельные процессы может вообще не рассматривать. Футурология опирается на арсенал методов наук, исследований (методы статист, анализа, системного исследования, матем. моделирование); утопия или же не прибегает к этим методам, или пользуется ими фрагментарно.

Другое направление социального утопизма вт. пол. XX ст. - утопия наук, организации. Его сторонники согласились с мнением о том, что людей изменить нельзя, и стали думать о такую организацию общества, в которой появление человеческих ошибок была бы сведена к минимуму. Поэтому проблема перестройки общества сводится к его наук, организации с помощью современных технико - организаторских средств, до установления нового технотронного порядка, который воспринимается как единственно надежный и положительный.

Еще одно направление современной У. с. - утопия человеческой самореализации. Он початкує от движения "новых левых" 1968 г. и провозглашает возможность создания здесь и теперь, независимо от политики, нового человека и нового сознания. Время этот тип утопии наз. "діонісійською утопией". Если вспомнить Ф. Ницше, то можно утверждать, что класс, утопия была аполлонівською, то есть искала правил, порядка и стремилась установить гармонию на основе правил. Новая утопия может наз. діонісійською, потому что она отменяет любые принципы, провозглашает триумф свободы и непосредственности. Говорится о чувстве реальности утопии и нереальности мира вне ее. "Неиспорченный" мир реально существует в нас самих, и для достижения его предлагаются определенные пути: мистицизм, направленный на духовное самопознание, нередко с использованием элементов религии Востока; употребление наркотиков, которые освобождают истинное "Я", что подавляется обыденной жизнью; установление интимной связи с природой, от которой оторвала нас цивилизация, освобождение Эроса, что опутан культурными нормами и запретами. На этой основе происходит создание различных общин, коммун, которые не имеют каких-либо социальных программ и установок. "Плохим" законам, что существуют в обществе, здесь противопоставляют не просто хорошие законы, а чувства и дружбу. Такая коммуна считается средой, в котором должен осуществиться духовное преобразование человека. Особо следует подчеркнуть, что эти коммуны не выдвигают идей рев. насилия, а также программ изменений в макросоціол. масштабе.