Методические принципы речевой подготовки учащихся
До основных методических принципов, обеспечивающих эффективность работы с
развития речи учащихся, относятся: 1) единство развития речи и мышления; 2)
взаимосвязь развития устных и письменных видов речевой деятельности; 3)
опережающее развитие устной речи; 4) связь развития речи с
формированием языковой компетенции; 5) связь развития речи с формированием
стратегической компетенции; 6) связь развития речи с формированием
социокультурной компетенции; 7) взаимосвязь работы по развитию речи на
уроках языка и литературы.
Единство развития речи и мышления. Этот принцип основывается на учете
важнейшей функции речи в процессе общения - передавать мысли - и
обусловливает когнитивную методику обучения языка н речи в школе.
Вещание
считают процессом материализации мысли, превращения мысли в слово. Овладение
языковыми средствами является необходимым условием развития мышления и постепенного
усложнение познавательной деятельности. По мнению психолога М.Жинкіна, вещание есть
каналом развития интеллекта, чем раньше человеком будет усвоена язык, тем легче и
полнее будут усваиваться знания. Мышление - более широкое понятие, чем речи,
поскольку опирается не только на язык. Механизмы мышления людей имеют значительный
степень универсальности, независимо от национальности и социальных факторов.
Вещание же имеет национальную и социальную дифференциацию, стилистически окрашено,
то есть варіативне.
Ученые различают внутреннее и внешнее вещание. Внутренняя речь
реализуется с большой скоростью как языковое оформление мысли без ее высказывания
устно или на письме. Это
может быть "речи молча "; внутреннее программирование единиц
вещания; собственно внутренняя речь (с использованием предметных, образных
кодов). Внешняя речь - это процесс речевой деятельности: кодирование
(говорение, письмо); декодирование (аудирование, чтение). Деятельность, направленную
на создание соответствующих связных высказываний (текстов), называют
мисленнєво-речевой.
Поэтому успешное формирование умений и навыков речевой деятельности на уроках
украинского языка зависит от учета учителем особенностей мышления учащихся,
от правильного подбора методов, приемов, средств обучения, моделирования таких
учебных ситуаций, побуждающих к наблюдениям, желание выразить свои
мысли, подобрать веские аргументы и т.д.
Взаимосвязь развития устных и письменных видов речевой деятельности. Выбор
устной или письменной формы речи зависит прежде всего от условий, цели, характера
общения, количества участников. В учебном процессе учащиеся параллельно
развивают умения и навыки слушания, говорения, чтения и письма. Это обусловлено
тем, что все виды речевой деятельности характеризуются целеустремленностью и
состоят из нескольких последовательных фаз (ориентировка, планирование, реализации и
контроля). Согласно этих фаз и осуществляется отдельная речевая действие,
обусловлена речевой ситуацией, например, необходимостью ответить на
вопросы, побуждать к действию, написать письмо и т.д. Каждая речевая действие содержит
этап подготовки высказывания (осознание мотивов, цели общения,
прогнозирование результатов), структурирование высказывания (отбор языковых
единиц, расположение их в определенном порядке на основе оперативной речевой памяти),
переход к внешней речи (звуковое или графическое оформление
высказывания). Об эффективности речевого действия свидетельствует его восприятия и
реакция на высказывания (обратная связь).
Кроме общего, устная и письменная речь имеет свои особенности. Так, устная форма
речи использует такие средства, как звуки, ударение, паузы, повышение или
снижение тона, темп речи, тембр голоса и т.п. Особого веса во время устного
общение приобретают невербальные средства (жесты, мимика, осанка). Письменная речь
требует развития умений правильно использовать графические знаки письма,
разборчиво записывать, передавать особенности интонации с помощью разделительных
знаков. Между устным и письменным вещанием существует прочная связь (умение воспринимать
интонацию влияет на умение ставить знаки препинания: перелічувальна интонация -
кома, повышение голоса, пауза, логическое ударение - тире и др.).
Ребенок, как известно, начинает усваивать речи в устной форме. Во время устного
общение возможно быстрое реагирование на определенные нарушения и ошибки и
исправление их. Участники общения используют невербальные средства для
усиление влияния. Усвоенные умения и навыки устной речи является основой
письменного сноровки. Поэтому среди принципов речевой подготовки учащихся
выделяют опережающее развитие устной речи.
Связь развития речи с формированием языковой компетенции обусловлен тем, что
речевые умения и навыки зависят от знаний языковой системы, владение
нормами литературного языка. Речевые умения и навыки формируются постепенно,
согласно сформированных речевых умений и навыков как средства познания,
общения, самовыражения человека. Коммуникативная ориентация обучения предопределяет
необходимость сочетания разноуровневых и разноаспектных языковых явлений,
функционируют в речи комплексно, в тесной взаимосвязи. Тогда языковые и
речевые умения и навыки формируют коммуникативную компетентность. Например,
знание учащимися функций кличного падежа, написания и произношения окончаний слов в
этой форме помогают реализовать коммуникативную цель (поздравить, пригласить
т.п.), осуществить позитивную самопрезентацию.
Связь развития речи с формированием стратегической компетенции. Речевая
подготовка учащихся зависит от развития обще-познавательных, организационных,
эстетико-эстетических, творческих умений, ценностных ориентаций, от овладения
стратегий, определяющих оптимальность речевой деятельности, направленной на
решение учебных задач и жизненных проблем.
Названные умения составляют стратегическую компетенцию и представлены в діяльнісній
(стратегической) содержательной линии программы, например: организационные (умение
определять цель собственной познавательной деятельности, планировать деятельность для
достижения цели, осуществлять намеченный план); контрольно-оценочные (оценивать
результат); обще-познавательные (анализировать языковые и позамовні понятие,
сравнивать, обобщать их, моделировать языковые и позамовні понятие); творческие
(представлять словесно описаны предметы и явления, переносить ранее усвоенные знания и
умения в новую ситуацию, подбирать аргументы); эстетико-эстетические (замечать красоту
в языке, речи, явлениях природы, в поступках людей, критически оценивать свои
поступки). Совершенствование таких умений сопровождает процесс развития речи учащихся.