Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Методика обучения украинского языка

Методические принципы речевой подготовки учащихся

До основных методических принципов, обеспечивающих эффективность работы с развития речи учащихся, относятся: 1) единство развития речи и мышления; 2) взаимосвязь развития устных и письменных видов речевой деятельности; 3) опережающее развитие устной речи; 4) связь развития речи с формированием языковой компетенции; 5) связь развития речи с формированием стратегической компетенции; 6) связь развития речи с формированием социокультурной компетенции; 7) взаимосвязь работы по развитию речи на уроках языка и литературы.

Единство развития речи и мышления. Этот принцип основывается на учете важнейшей функции речи в процессе общения - передавать мысли - и обусловливает когнитивную методику обучения языка н речи в школе.

Вещание считают процессом материализации мысли, превращения мысли в слово. Овладение языковыми средствами является необходимым условием развития мышления и постепенного усложнение познавательной деятельности. По мнению психолога М.Жинкіна, вещание есть каналом развития интеллекта, чем раньше человеком будет усвоена язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания. Мышление - более широкое понятие, чем речи, поскольку опирается не только на язык. Механизмы мышления людей имеют значительный степень универсальности, независимо от национальности и социальных факторов. Вещание же имеет национальную и социальную дифференциацию, стилистически окрашено, то есть варіативне.

Ученые различают внутреннее и внешнее вещание. Внутренняя речь реализуется с большой скоростью как языковое оформление мысли без ее высказывания устно или на письме. Это может быть "речи молча "; внутреннее программирование единиц вещания; собственно внутренняя речь (с использованием предметных, образных кодов). Внешняя речь - это процесс речевой деятельности: кодирование (говорение, письмо); декодирование (аудирование, чтение). Деятельность, направленную на создание соответствующих связных высказываний (текстов), называют мисленнєво-речевой.

Поэтому успешное формирование умений и навыков речевой деятельности на уроках украинского языка зависит от учета учителем особенностей мышления учащихся, от правильного подбора методов, приемов, средств обучения, моделирования таких учебных ситуаций, побуждающих к наблюдениям, желание выразить свои мысли, подобрать веские аргументы и т.д.

Взаимосвязь развития устных и письменных видов речевой деятельности. Выбор устной или письменной формы речи зависит прежде всего от условий, цели, характера общения, количества участников. В учебном процессе учащиеся параллельно развивают умения и навыки слушания, говорения, чтения и письма. Это обусловлено тем, что все виды речевой деятельности характеризуются целеустремленностью и состоят из нескольких последовательных фаз (ориентировка, планирование, реализации и контроля). Согласно этих фаз и осуществляется отдельная речевая действие, обусловлена речевой ситуацией, например, необходимостью ответить на вопросы, побуждать к действию, написать письмо и т.д. Каждая речевая действие содержит этап подготовки высказывания (осознание мотивов, цели общения, прогнозирование результатов), структурирование высказывания (отбор языковых единиц, расположение их в определенном порядке на основе оперативной речевой памяти), переход к внешней речи (звуковое или графическое оформление высказывания). Об эффективности речевого действия свидетельствует его восприятия и реакция на высказывания (обратная связь).

Кроме общего, устная и письменная речь имеет свои особенности. Так, устная форма речи использует такие средства, как звуки, ударение, паузы, повышение или снижение тона, темп речи, тембр голоса и т.п. Особого веса во время устного общение приобретают невербальные средства (жесты, мимика, осанка). Письменная речь требует развития умений правильно использовать графические знаки письма, разборчиво записывать, передавать особенности интонации с помощью разделительных знаков. Между устным и письменным вещанием существует прочная связь (умение воспринимать интонацию влияет на умение ставить знаки препинания: перелічувальна интонация - кома, повышение голоса, пауза, логическое ударение - тире и др.).

Ребенок, как известно, начинает усваивать речи в устной форме. Во время устного общение возможно быстрое реагирование на определенные нарушения и ошибки и исправление их. Участники общения используют невербальные средства для усиление влияния. Усвоенные умения и навыки устной речи является основой письменного сноровки. Поэтому среди принципов речевой подготовки учащихся выделяют опережающее развитие устной речи.

Связь развития речи с формированием языковой компетенции обусловлен тем, что речевые умения и навыки зависят от знаний языковой системы, владение нормами литературного языка. Речевые умения и навыки формируются постепенно, согласно сформированных речевых умений и навыков как средства познания, общения, самовыражения человека. Коммуникативная ориентация обучения предопределяет необходимость сочетания разноуровневых и разноаспектных языковых явлений, функционируют в речи комплексно, в тесной взаимосвязи. Тогда языковые и речевые умения и навыки формируют коммуникативную компетентность. Например, знание учащимися функций кличного падежа, написания и произношения окончаний слов в этой форме помогают реализовать коммуникативную цель (поздравить, пригласить т.п.), осуществить позитивную самопрезентацию.

Связь развития речи с формированием стратегической компетенции. Речевая подготовка учащихся зависит от развития обще-познавательных, организационных, эстетико-эстетических, творческих умений, ценностных ориентаций, от овладения стратегий, определяющих оптимальность речевой деятельности, направленной на решение учебных задач и жизненных проблем.

Названные умения составляют стратегическую компетенцию и представлены в діяльнісній (стратегической) содержательной линии программы, например: организационные (умение определять цель собственной познавательной деятельности, планировать деятельность для достижения цели, осуществлять намеченный план); контрольно-оценочные (оценивать результат); обще-познавательные (анализировать языковые и позамовні понятие, сравнивать, обобщать их, моделировать языковые и позамовні понятие); творческие (представлять словесно описаны предметы и явления, переносить ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию, подбирать аргументы); эстетико-эстетические (замечать красоту в языке, речи, явлениях природы, в поступках людей, критически оценивать свои поступки). Совершенствование таких умений сопровождает процесс развития речи учащихся.