Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Методика обучения украинского языка

Связь развития речи с формированием социокультурной компетенции.

Формирование речевой компетенции учащихся, в частности умений воспринимать и понимать мнения других и планировать и создавать собственные высказывания, предопределяет обучения украинского языка на основе текстов, способствующих освоению национальных и общечеловеческих культурных и духовных ценностей, норм, которые регулируют отношения между поколениями, полами, нациями. Дидактический материал в виде текстов разных стилей, типов, жанров речи позволяет не только определять стилистической грамматические функции языковых единиц, обеспечить практическую направленность усвоения учащимися лингвистической теории, но и развивать личность в морально-этическом и эстетическом плане, формировать у учащихся социокультурную компетенцию. Анализ структурно-смыслового единства текста, языковых средств связи между его отдельными предложениями являются основой качественных, коммуникативно значимых собственных сочинений учащихся.

Усиленное внимание к тексту как дидактического материала связана с изменением целевых акцентов обучения языка, что отражено в действующих программах, концепциях, образовательных стандартах, Общеевропейских рекомендациях по языковому образованию. Социокультурная содержательная линия программы определяет сферу отношений, ориентировочную тематику текстов, темы высказываний учащихся, требования к умениям.

Взаимосвязь работы по развитию речи на уроках языка и литературы. Этот принцип объясняется общими учебными, развивающими и воспитательными целями на уроках, представляющих словесность. Общим средством обучения на этих уроках есть речь.

На уроках литературы преобладают тексты художественного стиля речи, отдельные тексты или выдержки из них могут быть использованы как дидактический материал на уроках языка. Анализ совершенных, высокохудожественных образцов словесного творчества положительно влияет на речь учащихся, воспитывает эстетические вкусы, ответственность за свои речевые поступки.

Методика работы с художественными текстами па уроках украинского языка предусматривает определение их лингводидактичных функций, особенностей адаптации художественного произведения до конкретных дидактических задач, разработку схем языкового анализа текста.

Художественное произведение по-разному анализируется на уроках языка и литературы. Так, на уроках литературы изучаются образцы искусства художественного слова через систему образов. Учитель преимущественно опирается на образное мышление учащихся, их ощущения, поэтому и оперирует прежде всего термином "художественное произведение". Для использования на уроках украинского языка художественное произведение может быть адаптированным, т.е. приспособленным к определенным учебных условий: свернутыми, сокращенным, измененным по пунктуации и т.д. Во время языкового анализа используется термин "текст художественного стиля" ("художественный текст").