7 РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ (РЕЧЕВАЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ)
7.1. Основные направления работы по развитию речи и принципы речевой подготовки учащихся
Методика развития речи учащихся. Согласно Государственного стандарта общего
среднего образования, учебных концепций, действующих программ по родной
(украинского) языка приоритетной является речевая подготовка учащихся, направленная на
формирование языковой личности выпускника средней школы, в частности выработки
умений и навыков коммуникативно оправданно пользоваться средствами языка в разных
жизненных ситуациях. Реализуется это задача, прежде всего, в процессе работы над
развитием речи (речевая содержательная линия программы). Назначение речевой
содержательной линии заключается в обеспечении целенаправленного формирования и
совершенствование умений и навыков во всех видах речевой деятельности -
аудировании, чтении, говорении, письме (речевая компетенция). Работа над
языковой теорией, формирование знаний, умений и навыков по языку подчиняется
интересам развития речи учащихся.
Речевая подготовка учащихся осуществляется на всех уроках украинского языка.
Предусмотренные программой и специально отведенные уроки развития речи. Содержание и
технология речевой подготовки учащихся разрабатывает методика развития речи,
которая имеет свой объект изучения, предмет и систему понятий.
Объектом изучения является процесс развития речи школьников, предметом - содержание,
формы, методы и приемы работы над развитием речи на уроках родного (украинского)
языка.
Методика развития речи имеет систему основных понятий, как: "развитие
речи", "работа по развитию речи", "связное
речь", "высказывание", "речевая ситуация",
"виды творческих работ", "виды речевой деятельности",
"коммуникативные умения" и т.д.
Обучение эффективного пользования средствами языка в коммуникативной деятельности имеет
давнюю историю. Современная методика развития речи учащихся использует достижения
античной риторической школы, обращается к опыту украинской народной педагогики,
опирается на теорию и практику обучения языку и речи в трудах отечественных и
зарубежных методистов разных времен. В зависимости от политических и
социально-экономических условий развития общества отдавали предпочтение развитию
устной или письменной речи. С давних времен педагоги искали способы и средства
обучение внятного, убедительного, содержательного вещания - эффективных устных и
письменных высказываний.
Разработке отдельных методических вопросов по развитию речи учащихся в 19-ом в.
посвящены работы таких ученых, как А.Алфьоров, М.Бунаков, Ф.Буслаєв,
И. срезневский, Кушинский, В.Шереметьєвський и др. В первой половине 20-го
в. в . слідженнях В.Голубкова, М.Рибникової, В.Масальського, О.Міртова,
О.Пєшковсько: С.Чавдарова и др. заложены теоретические основы современной методики
развитию речи в частности определены цель, задачи, намечены основные пути
реализации этих задач. Дальнейшего развития приобрели эти вопросы в работах
В.Капінос, Д.Кравчу, Т.Ладиженської, М.Пльонкіна, І.Синиці, Я.Стельмаховича,
Т.Чижової и др.
Переосмысление общеобразовательных функций украинского языка как учебного
предмета в условиях современной школы актуализирует проведение исследований по вопросам
развития речи и обращения к предыдущему методического опыта. Проблемы
развития речи учащихся освещены в трудах таких ученых, как О.Біляєв,
Т.Донченко П.Кордун, В.Мельничайко, Л.Мацько, Л.Паламар, М.Пентилюк,
Л.Скуратівський Г.Шелехова и др.
Методика развития речи опирается на положения Общеевропейских.
Рекомендаций языкового образования, в частности о деятельностно-ориентированный подход к
обучение языку, учета обще-рекомендованных уровней владения языком
выработка языковой компетенции.
Теоретические основы развития речи основываются на достижениях современной науки
прежде всего лингвистики, лингводидактики, психологии, психолингвистики,
социолингвистики когнитивной, коммуникативной лингвистики и др.
Важным для разработки методики развития речи является положение о МОВІ1
личность (уровни владения им языком, интеллектуальное развитие, духовное
богатство, умение развивать и сохранять речевые традиции и т.д.); разграничение
понятые "язык" и "речь", понимание текста как продукта
речевой деятельности, что реализуется в определенном дискурсе.
Определяющими для методики развития речи является понимание психолінгвістичне
речи как деятельности, состоящей из последовательных и взаимообусловленных специальность:
□ ориентирования
(определение задач и условий общения; осознание и отбор содержания
высказывания, его темы);
□ планирование
(составление программы действий: систематизация материала, определения последовательности
его изложения);
□ реализации
(построение высказывания с соблюдением стиля, типа речи, литературных норм);
□ контроля
(проверка и совершенствование текста).
Субъектами этой деятельности в учебном процессе является учитель и ученик, которые поочередно
находятся в роли адресанта или адресата речи, является участниками речевых
актов (примерно одна реплика), речевых шагов (несколько реплик одной
лица), речевых циклов (несколько шагов) как единиц педагогического дискурса.
Обучение речевой деятельности осуществляется системно, последовательно, на основе
лингводидактичных закономерностей, касающихся усвоения любых языковых
тем.
Значение речевой подготовки учащихся. Одним из важных условий социальной
адаптации подрастающего поколения сознательное, свободное владение важнейшим
средством общения - языком. Ведь речь, в частности родная, является для человека средством не
только познания и общения, но и формирования и развития личностных
качеств.
Выпускник общеобразовательной школы должен усвоить выработанные обществом
правила речевой коммуникации и выразительные возможности языка. Чем больше
запас выразительных средств языка, которыми владеет ученик, тем легче ему выбрать те,
что могут обеспечить адекватное воспроизведение мысли и эффективную реализацию
коммуникативного замысла. Существенную роль в этой связи играет не само количество
доступных вещателю языковых единиц, но и безупречное владение ими: понимание всех
функциональных качеств языковой единицы, разнообразие ее лексических и грамматических
значений, семантических и стилистических оттенков и целенаправленное ее использование
в конкретный коммуникативной ситуации. Прежде всего речевая подготовка учащихся
определяет эффективность коммуникативной деятельности в целом. Ведь невербальные
средства общения подчиняются вербальным, подчеркивая их, помогая
осуществить коммуникативное намерение человека. Поэтому в современной школе ужесточились требования
к речевой подготовки учащихся к развитию их речи.
Направления работы по развитию речи учащихся Уровень языковой подготовки учащихся
зависит от усвоения ими лексического богатства языка, владение грамматическими
категориями, литературными нормами, что обеспечивает формирование умений и навыков в
различных видах речевой деятельности. Поэтому работа по развитию речи учащихся
осуществляется параллельно по трем направлениям:
□ обогащения
словарного запаса учащихся и развитие грамматического строя их речи;
□ усвоения
норм украинского литературного языка;
□ формирование
у учащихся умений и навыков воспринимать и воспроизводить чужие и строить собственные устные и
письменные высказывания (связную речь).
Обогащение словарного запаса учащихся и развитие грамматического строя их речи
осуществляется систематически на различных уроках украинского языка, постоянно
сопровождает процесс усвоения языка как средства общения и отвечает принципу
практической направленности обучения, определенном в программе "Родная
(русский) язык". Этот принцип находит выражение в разностороннем и
систематическом обогащении речи учащихся лексическими, фразеологічними,
грамматическими, стилистическими и другими выразительными средствами языка, что имеет
осуществляться в процессе реализации внутри-предметных связей и обеспечить
стабильный прирост и расширение лексического запаса учащихся, расширение
грамматического строя их речи, совершенствование ловкости в словоупотреблении,
подборе наиболее оправданных синонимов на уровне лексемы, словосочетания,
фразеологизма, предложения в конкретном лингвистическом и ситуативном контексте.
Осознание школьниками функций языковых единиц вырабатывает потребность отбирать л
использовать точные, выразительные, разнообразные языковые средства, способствующие
эффективной речевой коммуникации. Это направление работы основывается на понимал:
учениками слова как носителя лексического и грамматического значения:
□ слово - это языковой знак,
называет определенные предметы, явления, события, признаки, качества указывает на количество, время, место, направление, способ действия и т.п.;
□ слово может
соотносить между собой другие слова, соединять, усиливать значение, выражать
чувства и т.п.;
□ слово в сочетании
с другими словами может терять свое значение, а приобретать общего с ними
значения;
#9633; слово может иметь
несколько значений, устанавливается только с лингвистического или ситуативного
контекста;
□ слово способно
сужать или расширять свое значение;
□ слово может
объединяться в различные группы по значению (общим, противоположным);
□ слова имеют разное
происхождение, сферу использования, территориальные ограничения отличаются временем
возникновения и т.д.
Формирование всестороннего понимания учениками слова как номинативных единицы единства
лексического и грамматического значения является предметом обучения прежде всего на уроках
лексикологии, фразеологии, морфологии, синтаксиса. Хотя и такие разделы, как
фонетика, строение слова, словообразование тоже не рассматривают свои единицы вне словом.
На основе понимания учащимися функций слова осуществляется обогащения,
разнообразие словарного запаса школьников. Богатство словаря и владение
грамматическим ладо: вещание дает им возможность адекватно передавать собственные мысли,
правильно воспринимать чужую речь.
Обогащение словарного запаса и развитие грамматического строя речи ученики
осуществляется через усвоение лексической и грамматической синонимии, параллельной
грамматических конструкций, сферы использования отдельных грамматических категорий осознание
оттенков лексических и грамматических значений слов и словоформ, их стилистических
особенностей.
Учителю следует учитывать, что усвоены учениками слова являются элементами сформированной в
них концептуальной и языковой картин мира путем создания своеобразных
структурно-смысловых сгустков - концептов. Под концептом понимают сложившееся в сознании
ученика понятие о составляющих реального и воображаемого мира, выраженное с помощью
языка, связано с мотивами речи и коммуникативными намерениями участников общения.
Семантика концепта содержит комплекс позамовних сведений, основанных на
знаниях о мире, полученных в результате коллективного опыта человечества. Концепты
совмещают процессы познания и эмпирический опыт ученика, формируют концептуальную и
языковой картины мира. Концептуальная картина мира является универсальной, она
связана с совокупностью знаний о мире и отражается в языковой картине мира.
Языковая картина мира связана с особенностями национального мировосприятия и есть
индивидуальным произведением каждой личности. Методики работы над обогащением
речь учащихся должна быть направлена на формирование у них умений и навыков
выделять, понимать значение слов - концептов носителей и коммуникативно оправданно использовать
их в собственной речевой практике, воспитывать языковую личность.
способную
воспринимать, развивать и обогащать языковую картину мира в разных ситуациях
общение.
Познание мира в различных сферах жизнедеятельности сопровождается усвоением
учащимися новых слов или оттенков значений уже известных слов. Это обеспечивает сознательное
восприятие чужой речи и создания собственных стилистически дифференцированных
высказываний. Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи
школьников в процессе обучения языку и речи предусматривает реализацию таких
основных задач:
□ постепенного
количественного пополнения индивидуального словаря;
□ уточнение
лексического значения и сферы использования известных слов;
□ ознакомление
с новыми лексическими значениями имеющихся в словаре учащихся многозначных слов;
□ использование
параллельных лексических и грамматических форм как средства обогащения, выразительность и
разнообразия речи;
□ изъятие
из активного словарного запаса позалітературних элементов, суржика;
□ усвоения
собственно украинской лексики;
□ развития
языкового чутья, эстетики слова;
□ воспитание
необходимости активного использования национальных этикетных формул. Особое внимание
стоит уделять изучению собственно украинской лексики как важного элемента идентификации
украинского языка. Некоторые собственно украинские слова усваиваются параллельно с их
соответствиями иноязычного происхождения (избиратели - электорат, процент -
процент), знание последних способствует межкультурному коммуникации и формированию
терминологической базы отдельных учебных дисциплин. Побуждение учащихся к
активного употребления собственно украинских слов направлено на воспитание у них
национально-языковых черт и развитие индивидуальной мовотворчості в различных
ситуациях общения.
Результативность словарной работы проявляется в способности учащихся свободно
подбирать номінативні единицы, адекватные речевому замыслу, в определенной
гармонизации мышления и речи, мысли и слова. Усвоение новых слов
происходит только тогда, когда в них есть потребность. Поэтому учитель-словесник должен
прибегать к моделированию различных ситуаций общения в соответствии с возрастом,
пола, интеллектуального развития, психологических особенностей, социального
окружение школьников.
Необходимо заботиться не только о количественное обогащение лексики учащихся, но и усвоение
ими функционально-стилистических свойств новых слов, понимание связи между
словом и контекстом, между словами, объединенными в тематические группы. Требует внимания
развитие в учащихся чувство языка, воспитание уважительного, бережного отношения к
слова как носителя духовности человека, ее эстетических вкусов и этических
убеждений.
Усвоение норм русского литературного языка сопровождает весь процесс изучения
учебного материала речевой и языковой содержательных линий программы,
согласно которым ознакомление с языковой системой является основой для формирования
языковых и речевых умений и навыков, основанных на усвоении норм
литературного языка.
Задача этого направления работы по развитию речи заключается в обеспечении условий
для сознательного, систематического и последовательного восприятия учащимися правил
нормативности украинского языка, в формировании умений и навыков соблюдать
усвоенных норм, находить и исправлять недочеты и ошибки в содержании, построении
и языковом оформлении собственных и чужих высказываний.
Можно выделить два этапа усвоения норм литературного языка: 1)
сопроводительное (основная школа): усвоение норм, сопровождает содержание учебной
речевой деятельности и учебного языкового материала; 2)
систематизуючо-обобщающий (старшая школа): совершенствование нормативности речи
и систематизация и обобщение умений по культуре речи и риторике.
Языковая и речевая содержательные линии программы определяют государственные требования к уровню
общеобразовательной подготовки учащихся, касающиеся усвоения учащимися норм
литературного языка. Например, для учащихся 5-9 классов: правильно и уместно
использовать виучувані языковые единицы, грамматические формы, находить и
исправлять недостатки и ошибки в содержании, построении и речевом оформлении собственных
высказываний, придерживаться норм литературного языка и т.д. У учащихся должно быть
сформировано положительное отношение к практическому усвоению норм литературного языка
на любом уровне языковой системы (лексических: употребление слов в свойственном им
лексическом значении; орфоэпических, произношение звуков украинского языка в языковом
потоке с учетом звукового окружения, правильное подчеркивание слов;
стилистических: использование лексических и грамматических языковых единиц в соответствии с
стиля речи: норм, текстотворення: соблюдение основных признаков текста -
связности, интонационной завершенности, членованості; грамматических, правильное
употребление грамматических форм; орфографических: правильное написание слов и употребление
разделительных знаков). На уроках учащиеся должны осознать, что культура человека
состоит из культуры поведения, культуры речи, культуры общения.
Необходимо убеждать школьников в том, что часто благодаря правильности речи
человек достигает успеха в официальном и неофициальном общении, поэтому стоит
стремиться овладеть нормами литературного языка.
В старших классах предусмотрено изучение раздела "Культура речи и
стилистика", где усваиваются понятия, систематизируются знания и
совершенствуются умения и навыки по культуре речи.
Так, десятиклассники должны усвоить, что культура речи - важная составляющая
общей культуры человека; соответствие нормам литературного языка является одной из
основных требований к культуре речи. Перед учениками ставятся требования
обосновывать необходимость соблюдения правил культуры речи как показателя
общей культуры и уровня интеллектуального развития каждого отдельного человека и
нации в эти лома, характеризовать основные требования к речи. Тема
"Правильность речи" предполагает усвоение норм украинского
литературного языка, а именно:
□ орфоэпических:
соблюдать орфоэпических норм в устной речи и при чтении; свободно
пользоваться орфоепічним словарем; замечать и исправлять орфоэпические ошибки;
□ морфологических,
правильно употреблять части речи в устном и писемному речи, в частности и для
связи предложений в тексте (правильное употребление падежных окончаний,
использовать формы высшего и наивысшего степеней сравнения прилагательных,
правильное употребление падежных форм существительных с количественными числительными,
правильное использование числительных для обозначения дат, времени, правильное
подчеркивание глаголов прошедшего времени, правильное построение предложений с дієприкметниковими
и дієприслівниковими оборотами и т.д.);
□ синтаксических:
практическое усвоение словосочетаний, в которых встречаются ошибки в форме
зависимого слова, правильное употребление форм сказуемого при подлежащем;
□ орфографических:
писать согласно изученных орфографических и пунктуационных правил.
В 11-ом классе учащиеся усваивают основные требования к речи и вырабатывают умения
учитывать такие из них, как точность, логичность, чистота, богатство,
выразительность, уместность во время построения высказываний и исправлять нарушения этих
требований. В 12-ом классе осваивают основы риторики украинского языка.
Успешное овладение нормами литературного вещания в значительной степени зависит от
региональных условий, уровня владения языком в семье, ближайшем социальном
окружении, природных задатков ученика и т.д. Следует приучать учащихся наблюдать за
собственным и чужим речью, замечать положительное и отрицательное в содержании, логике
изложения, четкости аргументов, языковом оформлении, интонации, скорости,
окраске голоса и т.п.
Необходимо вырабатывать у учащихся осознанную установку на усвоение нормы путем
многократного повторения. Результат обучения зависит также от
целенаправленной системы упражнений, которая предусматривает формирование осознанных умений, а
на их основе устойчивых речевых навыков. Учитель должен быть внимательным к
каждого ученика, вовремя замечать и исправлять ошибки и недостатки. Этом
будут способствовать, например, такие упражнения: анализ нормы; сопоставление нормы и ее
нарушения; выбор нормативных или ошибочных вариантов, исправление нарушений
нормы; устный или письменный пересказ текста, содержащего сложные для учащихся нормы;
свободный диктант, творческий диктант; пересказ с творческим или грамматическим заданием;
конструирование словосочетаний, предложений и т.д.
Формирование у учащихся умений и навыков строить собственные и воспринимать и воспроизводить
чужие устные и письменные высказывания (связную речь).
Связную речь в лінгводидактиці определяется как такая речевая деятельность,
составляет единое самостоятельное целое, передает законченную мысль и членится на
составные части. Этот термин употребляется еще и в таких значениях: текст, продукт
речевой деятельности, высказывания; название раздела методики развития речи
- методика переводов, сочинений, других творческих работ, методика организации работы
над различными видами речевой деятельности.
Это направление работы представлен речевой содержательной линией школьной программы,
где определено содержание учебного материала:
1) сведения
о речи (общее представление о речи и общения, речевой вил
деятельности, цель общения, речи монологическая и диалогическая основные правила
общение, текст, тема и основная мысль высказываемый простой и сложный план,
стили, типы, жанры речи и др.),
2) перечень
основных видов работ по каждому виду речевой деятельности:
□
восприятие чужой речи: аудирования, чтения молча;
□
воспроизведение готового текста: выразительное чтение вслух, устные (говорение) и
письменные (письмо) переводы;
□
создание собственных высказываний: диалог, монолог (сочинение, отзыв, выступление во время
дискуссии, доклад, реферат, выступление, аннотация), деловые бумаги и др.
Содержания учебной речевой деятельности соответствуют государственные требования к уровню
общеобразовательной подготовки учащихся, как:
□ различать
мовленнєвознавчі понятия; определять тему, основную мысль высказывания, стиль,
тип, жанр речи, смысловые части текста, средства и способе: связи предложений в
тексте, делить текст на абзацы и т.д.;
□ восприятия
чужой речи: а) слушать и понимать тексты разных стилей, типов и жанров
речи, прогнозировать общий характер содержания на основе формулировки темы,
основной мысли, определять адресат и цель общения и т.п.: б) читать тексты
молча с определенной скоростью воспроизведения, выделять и запоминать в
прочитанному главное и детали, задавать и отвечать на вопросы, оценивать
прочитанный текст с точки зрения содержания, выразительности языкового оформления и т.д.;
□ воспроизведение
готового текста: а) выразительно читать вслух знакомые тексты в соответствии с
орфоэпических и интонационных норм; б) пересказывать устно и письменно услышаны и
прочитанные тексты, замечать и исправлять недостатки в своей речи и т.д.;
□ создание
собственных высказываний: а) составлять диалоги, достигая коммуникативной цели,
соблюдая правила речевого этикета; б) составлять устные и письменные сочинения,
выбирая языковые средства в соответствии с условиями общения: в) составлять деловые
бумаги и т.д.
Реализация речевой содержательной линии программы требует учета двух
степеней речевой деятельности:
Подготовительная ступень предполагает умение воспроизводить готовые языковые единицы,
подбирать существующие в языке варианты языковых единиц, мотивируя свой выбор
(например, выбор слов из синонимического ряда, фонетических вариантов в-в, и-и и
др.). Этот степень речевой деятельности (конструирование) основывается на знаниях
норм литературного языка и практических умениях и навыках, которые производятся
прежде всего на уроках изучения лингвистической теории в процессе усвоения языкового
материала.
Основной степень речевой деятельности (развитие различных видов связной
речи, формирование коммуникативных умений и навыков) соотносится с умениями
творчески использовать языковые средства (фонетические, лексические, грамматические) и
способах выражения мысли в зависимости от стиля, типа и жанра речи. На этом
степени речевой деятельности предполагается работа с текстами разных типов,
стилей и жанров вещания. Такая деятельность реализуется в двух видах: рецептивне
речи (восприятие, осознание, понимание, анализ готовых устных и письменных
текстов) и продуктивное речи (составление собственных устных и письменных текстов -
переводов, произведений, публицистических и деловых жанров). К рецептивных видов
речевой деятельности относятся аудирование и чтение продуктивные -
говорение и письмо.