Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Основы философских знаний
Раздел первый
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ

ГЛАВА ПЕРВАЯ
ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ
5. Развитие философских знаний в XIX в.

Философия Иммануила Канта.

В немецкой классической философии произошел переход от материалистических идей докритичного Канта к субъективному и трансцендентального идеализма критического Канта, через субъективный идеализм Фихте до субъективного идеализма Шеллинга и абсолютного идеализма Георга Гегеля и, наконец, до материализма Людвига Фейербаха. Родоначальником немецкой классической философии считается Иммануил Кант. Родился, учился и работал в Кенигсберге, где был доцентом, а затем профессором университета. В философском творчестве выделяются два периода: первый - до 70-х годов. Традиционно разрабатывает проблемы бытия, философии природы, религии, этики, логики, а также естествознания. Во второй период - основная задача философии начинает видеть в критике разума и других познавательных способностей человека. Поэтому философия получила название критический или трансцендентальный идеализм.

Учение Иммануила Канта изложены в трех трактатах: «Критика чистого разума» (учение о познании), «Критика практического разума» (проблемы этики), «Критика способности суждения» (эстетика и учение о целенаправленности в природе). Отделив явления («вещи для нас») от «вещей в себе», которые, по Іммануїлом Кантом, не даются в опыте, а приходится, что вещи сами собой познать нельзя, что познаются лишь явления или те средства, которыми воздействуют на органы чувств. Сделан вывод о принципиальной непізнаність мира как такового (агностицизм). Что-то неизвестное, вещь в себе, влияет на органы чувств человека и вызывает ощущения.

Здесь четко проявляется материализм, но дальше идеализм и агностицизм. Ощущения, которые возникли, упорядочиваются с помощью априорных (т.е. переддосвідних и необходимых) форм чувственности - пространства и времени. Размещаясь друг за другом, ощущения составляют предметы восприятия. Но восприятие носит личный, субъективный характер. Для того чтобы превратиться в опыт, то есть нечто объективное и всеобще значимое, необходимо участие другой познавательной способности - рассудка, который выполняет функции подведения чувственных чувств под общие понятия (которые тоже, за Кантом, априорные). Разум, следовательно, создает предмет с априорными формами мышления. Поэтому познаем то, что сами создали. Но ум - это еще не высшая познавательная способность, не хватает цели, то есть стимула, который бы руководил им. Такой движущей силой познания является разум, который дает нечто безусловное в виде идей.

Идеи - это представления о цели, к которой стремится разум. Но идеи не тождественны реальным предметам. Когда ум обращается к идее мира, то встречается с противоречиями, которые нельзя решить, так называемыми антиномиями, которых Иммануил Кант выделяет четыре: первая - мир имеет конец в пространстве и времени и мир безграничен в пространстве и времени; вторая - все в мире простое и неделимое, все в мире сложная и разделяется; третья - в мире существует свобода, в мире нет свободы, все совершается в силу необходимости; четвертая - существует Бог как первопричина мира, не существует никакой первопричины мира, то есть Бога. Следовательно, делает вывод Иммануил Кант, умственное познание мира невозможно. Поэтому познаем лишь явления, а не «вещи в себе». Лично Иммануил Кант считал, что в таком ограничении человеческого разума нет никакой трагедии. То, что теория теряет познание, выигрывает вера. Религия превращается в предмет веры, а не науки, и эта вера необходима. Хотя Иммануил Кант и пришел к агностицизма, который критиковали и противники, и сторонники философа, все же глубоко и метко раскрыл механизм и трудности процесса познания.

Современная наука пришла к выводу о принципиальной невозможности устранить субъект познания из процесса познания, о чем, по сути, и говорил Иммануил Кант. Но отсюда не следует, что между «вещами в себе» и «вещами для нас» существует непреодолимая граница. Уже Георг Гегель обосновал наличие между ними неразрывной связи: «явление существенно, а сущность является». Познавая явления, мы познаем и определенные качества «вещей в себе», иначе не имели бы возможности согласованно, целенаправленно действовать, достигать намеченной цели. Процесс познания, безусловно, безграничен, но с такого утверждения возможен и другой вывод - мир можно познать, но существуют вещи, которые еще не познали, истина относительная, но имеет в себе и момент истины абсолютной.

Существенный вклад внес Иммануил Кант в развитие этики, показал, что понять природу нравственных норм и ценностей невозможно исходя только из эмпирического чувственного опыта. Известно, что опыт открывает не только победу нравственности, а и аморальности, очень образно выражено в строках Иоганна Гете: «Отчего под ношей Креста весь в крови стелется прав? Почему неправого встречают всегда и с честью, и славой?». И отсюда Иммануил Кант тоже сделал не безусловные выводы: отнес мораль в сферу сверхъестественного, иначе человек будет морально безответственным (потому что в естественной сфере царит необходимость и нет места свободе); если Бога нет, то с необходимостью Бог должен стать вымышленным, иначе мораль будет аморальным (потому что аморально требовать от человека моральных действий, если противоречат всему строю общественной жизни и нет никакой надежды на потустороннее воздаяние); если моральные чувства противоречат нравственному долгу, то следует отдавать предпочтение обязанности, отсюда известный призыв «во имя человека, но не для реального человека». Такой вывод Иммануила Канта подвергся наибольшей критике, ибо непосредственно вел до морального формализма. Формализм в этике недопустим.

Заслуга Иммануила Канта в том, что им впервые рассмотрена познания не как созерцание, а как деятельность, проходит по собственным законам. Раскрыл взаимосвязь чувственного и рационального в познании. Ощущения без понятий слепы, а понятия без чувств - пустые. Открыто и описано ступени и уровни мышления: розсудок и ум, показано, что разум, по существу, диалектический, хотя свойственна противоречивость только разуму, а не самой действительности. Иммануил Кант обосновал самоценность человека - ни при каких обстоятельствах человек не может выступать средством, а только целью. Выделил как важнейшую характеристику личности - ее автономность, то есть свободу и самозаконність (способность и потребность подчиняться свободно избранным нравственным законам). Философия Иммануила Канта стала своеобразным исходным пунктом, на почве и в полемике с которым происходило дальнейшее развитие немецкой классической философии. Именно в полемике с Іммануїлом Кантом сформировались философские концепции Иоганна Фихте, Иоганн Шеллинга.