Вступление к философии Великие философы учебное пособие
Раздел 5
ДУХ АБСОЛЮТА
Социально-политическая и духовная атмосфера Германии накануне Великой Французской революции характеризовалась, с одной стороны, симпатиями и сочувствием новых социальных слоев к просветительских, антифеодальных идеалов и принципов, а с другой - страхом перед революцией, склонностью экономически и политически отсталой немецкой буржуазии к компромиссу с феодальной реакцией. Считают, что немецкое Просвещение оказало значительно меньшее влияние и имело значительно меньший общественный (гражданский) авторитет, чем французское, имело ограниченный характер и в большей степени заглиблювалося в теорию той или иной проблемы, чем решала практические вопросы. Так оно, очевидно, и было. Как было и другое - яркие деятели науки и культуры, философии и искусства, действительные, а не «кабинетные» просветители, которые скрупулезной, кропотливой работой готовили почву для нового теоретического взлета человеческого духа, что оказался в феномене немецкой классической философии.
Свободомыслие никогда не покидало талантливую немецкую нацию. Верным является и обратное: генетически присущ немцам «организационный дух» никогда не давал волелюбству достаточно широкого пространства, ограничивал творческую свободу, чем фактически и побудил ее проявление через углубление в теорию, а не из-за яркость и образность популярного слова.
Основатель немецкой классической философии И. Кант, а за ним и вся новая немецкая философская школа формировали свой духовно-философский мир в атмосфере авторитета Вильгельма Лейбница и его социального учения о «заранее установленную гармонию», примирения с действительностью и оправдание пассивности. «Новая философия » вызревала, восхищаясь Христианом Вольфом - знаменитым «учителем Германии», изгнанным в 24 часа из Галле «под угрозой повешения». Она благоговіла перед смелостью пієтиста Готфрида Арнольда и его ученика Иоганна Конрада Діппеля, который провозгласил братский союз людей всех религий на почве общей «естественной морали»; с уважением вчитывалась в произведения, направленные против средневековой фантастики, литератора Готшеда, в сентиментальные стихи Клопштока; вслуховувалася в музыку Иоганна Себастьяна Баха и Георга Фридриха Генделя; полемізувала с такими видными теоретиками, как Иоганн Иоахим Винкельман, Готхольд Эфраим Лессинг, Иоганн Готфрид Гердер , Иоганн Вольфганг Гете и Фридрих Шиллер.
В то же время, формируя свои принципы, немецкая классическая философия переосмислювала философские учения, которые находились за пределами традиционно просветительской идеологии. Она обращалась к античности и средневековых философских концепций мыслителей эпохи Возрождения и Реформации, французских и английских материалистов XVII - XVIII столетий, до таких самобытных критиков, казалось бы, всеми признанного материалистического направления, как Дж. Беркли и Д. Юм.
Родоначальником немецкой классической философии справедливо считается кенигсбергский философ Иммануил Кант.