Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

СОЦІОПСИХІЧНА ПОДСТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

Направленность

НАПРАВЛЕННОСТЬ - это свойство личности, представляющее собой систему взаимосвязанных внутренних побуждений, которые направляют и ориентируют ее жизненный путь в социальном пространстве и времени.

Под направленностью понимают систему доминирующих мотивов. Ведущие мотивы подчиняют себе все остальные, характеризуют строение всей мотивационной сферы человека. Возникновение иерархической структуры мотивов предстает как предпосылка устойчивости личности.

Какие же главные компоненты направленности личности? В структуру направленности входят, прежде всего, осознанные мотивы поведения: цели, интересы, идеалы, убеждения личности. их устойчивая иерархия позволяет в определенных пределах предвидеть общую направленность личности, ее поступков. Однако на поведение человека влияют не только осознанные, но и мало-осознанные мотиви. их соотношение определяет поведение человека в новой ситуации.

Большинство людей движется в социальном пространстве и времени направлено. К движению, активности их побуждают поставлены потребности, цели и другие факторы. Но не каждая цель, которая возникает перед человеком, становится тем, что подталкивает к действию. Лишь цель, которая имеет для человека привлекательную силу, может в течение определенного отрезка жизни направлять ее психическую активность, размышления, мысли. У человека появляется достаточно сильная внутренняя потребность в действии, возникает мощное побуждение, которое толкает ее к соответствующему поступку. Итак, направленность личности обусловлена рядом соответствующих мотивов. Рассмотрим некоторые аспекты мотивации.

Основные теории мотивации принято разделять на две группы: содержательные и процессуальные. В содержательных теориях акцент сделан на выявлении и изучении внутренних побуждений (потребностей, мотивов), которые есть в основе поведения людей, их профессиональной деятельности. В процессуальных теориях раскрываются закономерности организации целостной мотивированного поведения с учетом взаимодействия мотивов с другими процессами восприятием, познанием, коммуникацией.

Примером содержательного подхода является концепция «иерархии мотивов» А. Маслоу. Она допускает, что основой мотивов являются потребности, которые образуют пирамиду. По данной концепцией все потребности личности разделены на пять основных групп:

• Физиологические потребности (А) необходимые для выживания организма. Они есть в основе гомеостатической регуляции. Это - потребность в еде, воде, отдыхе, сексуальном удовлетворении, убежища и т.д.

• Потребности самосохранения (Б) охватывают потребности в защите от физических и психологических опасностей, уверенности в том, что физиологические потребности будут удовлетворены; в защите от неустроенности, боли, гнева, страха.

• Социальные потребности (В), то есть потребности в социальных связях. Они указывают на необходимость: социального единения с группой и принадлежности к ней; социальных контактов, любви, позитивного отношения со стороны других, социального взаимодействия как таковых.

• Потребности в почитании (Г) включают, во-первых, потребности в уважении со стороны других - в признании ими личных достижений, компетентности, личностных свойств и достоинств; во-вторых, потребность в самоуважении.

• Потребности самоактуализации (Г) указывают на необходимость личности реализовать свои потенциальные возможности и способности, осуществить «личностный рост», то есть развитие собственной личности, в понимании, осмыслении и развитии собственного «Я».

Пять групп потребностей одновременно являются и пятью основными уровнями потребностей, расположенными в виде четкой иерархической структуры соподчиненности.

Это означает, что потребности каждого выше расположенного уровня возникают (актуализируются) только тогда, когда потребности всех ниже расположенных уровней удовлетворено. Например, если человек испытывает сильный голод (уровень А), то именно он является главным мотивирующим фактором поведения. Только после того, как эта потребность будет удовлетворена, человек начинает стремиться к удовлетворению потребностей других уровней - в частности, безопасности, социального признания и т.д.

Удовлетворение потребностей ниже расположенных уровней является обязательным условием и причиной актуализации потребностей выше расположенных уровней. Например, лишь после того, как будет гарантирована безопасность, возникают потребности социального порядка. После того как человек добивается их удовлетворения (социальное признание), она начинает испытывать потребности в уважении, в самоуважении, в собственном совершенствовании.

Низшие потребности (уровни А и Б) обозначаются как «потребности дефицита», а высшие (уровни Г и Д) - как «потребности роста»: первые обеспечивают выживание, а вторые - развитие личности.

Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самосовершенствовании никогда не может быть удовлетворена полностью. Поэтому и процесс развития мотивации не является ограниченным.

Итак, основу мотивационной сферы личности составляют потребности - психическое явление необходимости личности в средствах и условиях своего существования.

В процессе деятельности происходит как развитие личности, так и преобразования среды, в котором живет человек. Итак, потребности - это движущая сила развития личности и его активности. С одной стороны, ее задают человеку условия ее біосоціального существования и связанные с возникновением дефицита в нормальной жизнедеятельности - социальной или биологической. С другой - потребности детерминируют активность, направленную на устранение этого дефицита.

Состояние потребности характеризует четкая предметная направленность. Причем эта ориентированность на внешний мир предполагает включение этого внешнего в определенной роли к внутренней системы жизнедеятельности человека. Потребность в предмете ощущается ради его освоения как необходимого, но отсутствующего на данный момент компонента системы в целом. Потребность - это ощущение недостатка чего-то определенного.

Потребности индивида связаны с потребностями общества, они формируются и развиваются в контексте развития останніх. их нельзя понять, не исследуя историческое развитие общества. Анализируя потребности индивида, надо учитывать особенности тех сообществ, к которым он принадлежит. Принадлежность к сообществу является одной из важнейших детерминант мотивационной сферы личности.

Однако потребности можно классифицировать и по другим признакам, а именно как биологические, материальные, социокультурные.



Потребности, присущие человеку, можно разделить на базовые, производные и выше:

• БАЗОВЫЕ ПОТРЕБНОСТИ - это потребности в материальных условиях и средствах жизни, в общении, познании, деятельности и отдыха, их диктуют объективные законы жизни индивида в обществе и его развития как личности. Каждая из базовых потребностей может иметь разные уровни развития, связанные прежде всего с определенными этапами развития личности.

• ПРОИЗВОДНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ формируются на основе базовых. К ним относятся эстетические потребности, потребность в обучении.

• ВЫСШИЕ ПОТРЕБНОСТИ включают прежде всего потребности в творчестве и творческом труде.

Потребность, опосредованная сложным психологическим процессом мотивации, обнаруживает себя психологически в форме мотива поведения.

МОТИВ - это психическое явление побуждение личности к постановке цели и деятельности по ее достижению.

Потребность - когда субъекту не хватает чего-то конкретного, а мотив - обоснование решения удовлетворить или не удовлетворить указанную потребность в определенном объективном и субъективном среде. Прежде чем потребность повлечет действие, личность переживает сложный психологический процесс мотивации, который заключается в осознании той или иной степени субъективного и объективного аспектов потребности и действия, направленного на ее удовлетворение.

Мотивом может стать только осознанная потребность и только в том случае, если удовлетворение конкретной потребности, многократно проходя через этап мотивации, непосредственно переходит в действие .

С этой точки зрения любые психические явления могут выступать как мотивы поведения лишь при условии, если в соответствующем субъективном и объективном среде каждое из них превращается в потребность, а ее удовлетворение становится привычкой.

Поведение человека имеет поліпотребнісну детерминацию. Разнообразные потребности могут и сосуществовать, и противоречить друг другу. Из чисто познавательного стороны человека может интересовать одна профессия, из материального - другая, с позиции престижа - третья и т.д. Остановив свой выбор на одной из них, человек, вероятно, осуществляет немалую работу по осознанию привилегий той потребности (или их системы), удовлетворение которой для него наиболее значимо.

Итак, мотив является результатом мотивации и представляет собой внутреннюю психологическую активность, организует и планирует деятельность и поведение, в основе которых - необходимость удовлетворения потребности.

В процессе мотивации потребность достает одну из своих существенных свойств - предметность. Предмет, способный удовлетворить потребность, не является заранее определен. До первого удовлетворения потребность не имеет своего предмета. Приобретение потребностью своего предмета, ее опредмечивания и обусловливает превращение потребности на определенный мотив деятельности.

Мотивы деятельности человека связаны с ее целями. Цели и мотивы действий могут совпадать. Взаимообусловленность целей и мотивов человека очевидна, поскольку цель деятельности всегда зависит от ее мотива.

Чтобы предмет или явление действительности стали целью нашей деятельности, необходимо предварительное осознание человеком, что этот предмет имеет отношение к удовлетворения имеющейся у него потребности, и потребность в нем побуждает ее до соответствующего действия.

Мотив направляет силы человека в направлении удовлетворения ее потребностей. В отличие от целей, отнюдь не все мотивы человек адекватно осознает. Наряду с хорошо осознанными интересами, стремлениями, убеждениями в психической жизни человека имеют место и такие личностные тенденции и установки, которые недостаточно адекватно осознаны, что обусловливает искажения в мировоззрении, в поведении.

В основе любого действия есть потребность, которая психологически проявляется как мотив, что может реализоваться в ряде психологических переменных: интересах, стремлениях, убеждениях и установках.

Под интересами понимают мотивы, в которых воплощаются эмоционально окрашенные познавательные потребности личности.

ИНТЕРЕС - это эмоционально окрашенная выборочная направленность личности, которая выражается преимущественно в ее избирательном отношении тех или иных явлений, предметов или соответствующей деятельности. В интересе сочетаются эмоциональное и рациональное.

СТРЕМЛЕНИЕ - это мотивы, в которых проявляются потребности личности в условиях специально организованной деятельности.

Причем эта деятельность может быть доминирующей на протяжении достаточно длительного времени жизни человека. В частности, в деятельности студентов проявляется стремление закончить учебное заведение, начать работать по специальности.

Иногда - в зависимости от содержания цели и степени ее осознанности - стремление может приобретать вид влечения или желания.

ПОЕЗД - это простой мотив, при котором осознается лишь неудовлетворенность реальным положением, но не осознаются цели действий. Его переживают как нечеткий эмоциональный порыв, недовольство существующим положением вещей.

Что-то не устраивает человека в жизни, но она еще не знает точно, что именно, потому что поезд не имеет четко выявленной направленности к цели. Поэтому поезда не побуждают личность к целенаправленной активности. Они могут служить лишь основанием для орієнтуючої активности, которая заставляет субъект хотя бы в общих чертах выявить «зону поиска» того, чего ему не хватает, опредметнити свой не дифференцированный состояние, которое проявляется в поезде.

ЖЕЛАНИЕ - мотив, который составляет более или менее четкое осознание цели.

В своих наивысших проявлениях, которые в психологии нередко называют хотелками, они побуждают к волевых действий, направленных на достижение значимых целей.

Фактором, имеет мотивационное значение и обнаруживает постановку человеком определенных целей, является уровень притязаний личности - стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. В основе уровня притязаний является самооценка, поддержание которой стало для человека потребностью.

Уровень притязаний может быть адекватным или неадекватным (заниженным, завышенным) относительно возможностей индивида. Для человека с пониженным уровнем притязаний характерна коллизия так называемого гадкого утенка, которая проявляется в неуверенности в своих силах, возможностях, способностях. Завышенный уровень притязаний порождают противоречия между постоянным ростом потребностей и реальными возможностями их удовлетворения и в процессе реализации сопровождается повышенной критичностью, максимализмом в оценках действительности и эмоциональным напряжением.

Решающим в становлении уровня притязаний является не объективный успех или неудача, а переживание субъектом своих достижений как достаточных или недостаточных.

По данным американских психологов, уровень притязаний зависит от соотношения двух противоположных мотивационных тенденций - стремления к успеху и избегания неудачи, которые входят в структуру мотивации достижения.

Иначе говоря, поведение, ориентированное на достижении цели, определяет соотношение двух тенденций - стремления к успеху и избегания неудачи.

Тенденция стремления к успеху является мультиплікативною функцией трех переменных: мотива стремления к успеху, субъективной вероятности достижения успеха, его привлекательности в определенной ситуации. Мотив стремления к успеху - это устойчивая диспозиция личности переживать гордость и удовольствие при достижении успеха.

Тенденция избегания неудачи является мультиплікативною функцией мотива избегания неудачи (стремление избежать неудачи и стыда) и ее непривлекательности в определенной ситуации.

Привлекательность успеха тем сильнее, чем ниже субъективная вероятность успеха (т.е. чем труднее его достичь), и наоборот, привлекательность избегания неудачи тем слабее, чем выше субъективная вероятность успеха.

Преобладание той или иной мотивационной тенденции (мотива стремления к успеху или мотива избегания неудачи) всегда обусловлено выбором степени сложности задачи. Надо отметить, хотя в жизни существует много ситуаций достижения (например, в учебной, профессиональной деятельности), различие в мотивах обнаруживает себя в том, что одни люди ищут такие ситуации, другие избегают их.

Человек выбирает цель, которая соответствует уровню ее притязаний, стратегию ее реализации и выполняет соответствующие действия. Результат своих действий (успешных или неуспешных) человек оценивает путем сопоставления с уровнем притязаний. Результат может отрицательно или положительно влиять на самооценку.

Когда ситуация достижение не может реализоваться одномоментно, а требует значительных усилий на протяжении длительного времени (например, рост профессиональных достижений), каждый отдельный результат человек оценивает с точки зрения приближения к окончательной цели.

УБЕЖДЕНИЯ - это система мотивов личности, побуждающая ее действовать согласно своих взглядов и принципов.

Основу убеждений составляют знания, которые являются для человека истинными, непререкаемыми, в которых она абсолютно уверена. Убеждения составляют основу соціогенних мотивов и воплощают осознанные потребности личности действовать в соответствии со своей внутренней позиции, взглядов, теоретических принципов.

УСТАНОВКА - это готовность индивида к определенной форме реагирования, с помощью которой можно удовлетворить ту или иную потребность.

Установка побуждает человека ориентировать свою деятельность в определенном направлении и действовать последовательно в отношении всех объектов и ситуаций, с которыми она связана. Она отражает состояние личности, возникающее на основе взаимодействия ее потребностей и соответствующей ситуации их удовлетворения, обеспечивает легкость, почти автоматичность, и целенаправленность поведения. Одновременно установка может быть основополагающим фактором, который опосредует активное взаимодействие личности и среды, прежде всего социальной. Благодаря повторюванню учредительных ситуаций постепенно формируются «фиксированные установки личности», которые незаметно для нее самой влияют на его жизненные позиции.

Согласно теории когнитивного диссонанса А. Фестінгера, особенностью психической жизни человека является стремление к тому, чтобы во всей системе поведения, взглядах, мыслях, побуждениях - существовало определенное соответствие между всеми компонентами. Фестінгер отмечал наличие соответствия между тем, что человек знает, во что она верит, и тем, что она делает. Индивид имеет определенные мысли, взгляды, эмоциональное отношение к явлениям жизни и стремится к их внутренней соответствия.

Когда в наших знаниях о действительности возникает несоответствие между отдельными их элементами, то это вызывает психологический процесс, направленный на ослабление или снятие этого диссонанса. Тогда диссонанс создает состояние дискомфорта человека и направляет ее поведение на то, чтобы его уменьшить. Его может обусловить новая информация, которую человек либо принимает и меняет свое поведение в соответствии с новыми данными, или не принимает (предотвращает ей), или меняет сами объективные условия.

На основе доминирующей мотивации человека различают три основных вида направленности: направленность на взаимодействие, направленность на задачу (деловая направленность) и направленность на себя (личная направленность).

Направленность на взаимодействие наблюдается в тех случаях, когда поступки человека определяются потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с коллегами и т.д.

Направленность на задачу, или деловая направленность, отражает предпочтение мотивам, которые порождаются деятельностью: интерес к процессу труда, бескорыстное стремление к освоению новых навыков и умений. Человек с такой направленностью ориентируется на сотрудничество с коллективом, добивается наибольшей производительности труда - своего и других людей, старается обоснованно доказать свою точку зрения, которую считает полезной для выполнения задания.

Направленность на себя, или личная направленность - для нее характерно преобладание мотивов достижения личных целей.

Значительную роль в формировании направленности личности играет ее самосознание. Самоосознание личностью изменений, которые в ней происходят, способствует более глубокому самопознанию, объективности, критичности их оценки.



Контрольные вопросы:

• Дайте общую характеристику соціопсихічній под структуре личности.

• Какое место в развитии личности занимает опыт?

• Какое значение имеет опыт для эффективной жизнедеятельности человека?

• Раскройте сущность характера человека.

• Раскройте структуру характера личности.

• Что представляют собой позиционные компоненты характера?

• Что представляют собой общие компоненты характера?

• Что представляет собой черта характера?

• Каким образом выявляются особенности типового характера?

• Что представляет собой акцентуация характера?

• Что представляет собой направленность личности?

• В чем проявляются потребности личности?

• Каким образом классифицируют потребности?

• В чем заключается концепция «иерархии мотивов» А. Маслоу?

• Что представляет собой потребность как психическое явление?

• Что такое мотив?

• В чем проявляется мотивация как осознание потребности?

• Какова роль мотивов в направленности личности?

• Какое значение имеют разные мотивы для активности личности?

• От чего зависит уровень притязаний личности?

• Что представляют собой убеждения?

• В чем проявляется установка личности?

Литература:

Борозина Л. В. Психология личности: Исторический очерк. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. -Ч. 1.

Варій М. И. Общая психология: Учеб. пособие Для студ. психол. и педагог, специальностей. - Львов: Край, 2005.

Общая психология : Підручн. для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. акад. С. Д. Максименко. - К.: Форум, 2000.

Общая психология: Учеб. пособие / О. В. Скрипченко, Л. В. Долинская, С. В. Огороднийчук и др. - К.: А. Г. Н., 2002.

Занюк С. С. Психология мотивации и эмоций: Учеб. пособие. - Луцк: Волынский ун-т, 1997.

Кречмер Э. Строение тела и характер. - М.: Педагогика-Пресс, 1995.

Лазурский А. Ф. Очерк наук о характерах. - М.: Наука, 1995.

Левитов Н. Д. Психология характера. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1969.

Леонгард К. Акцентуированные личности / Пер. с нем. - К.: Высш. шк., 1989.

Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характеров у подростков. - 2-е изд., перераб. и доп.

-Л.: Медицина, 1993.

Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред. В. Н. Дружинина. - М.: ПЕР СЭ, 2003. Рувинский Л. И., Хохлов С. Ы. Как воспитывать волю и характер. - М.: Просвещение, 1986. Симонов П. В. Темперамент, характер, личность. - М.: Наука, 1984.