Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 5 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Фонетика. Орфоэпия. Орфография

 

Урок № 110

Тема. Синтаксический разбор предложения

 

Цель:

· обучающая: повторить сведения по теме «Синтаксис и пунктуация», совершенствовать умение делать синтаксический анализ предложения;

· развивающая: развивать логическое и образное мышление, речь, наблюдательность, память;

· воспитательная: воспитывать самостоятельность, аккуратность и уважение к товарищам, любовь к родному языку.

Внутрішньопредметні связи: культура речи и стилистика, текст (риторический аспект), грамматика.

Межпредметные связи: художественная литература

Оборудование: дидактический материал, раздаточный материал (алгоритм синтаксического анализа).

Тип урока: урок повторения.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА

 

II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА

 

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Беседа

· Какие вы знаете второстепенные члены предложения?

· Для чего они служат?

· Что называется приложением? На какие вопросы отвечает?

· Дайте определение определение. На какие вопросы отвечает?

· Какой член предложения называется обстоятельством? На какие вопросы отвечает?

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Работа с алгоритмом (парная)

► По алгоритму 1 проанализируйте предложения (на выбор) из предыдущего задания.

Схема синтаксического анализа предложения

 

 

Языковой анализ

► Определите и подчеркните главные и второстепенные члены предложения.

Жили некогда на свете парень и девушка. Между ними возникло искреннее любви. И парень должен был ехать в дальнюю дорогу. Перед разлукой из синих глаз девушки покатились слезы. Из них проросли цветы памяти. их называют незабудками.

Выборочная работа на основе текста

► Выпишите словосочетания из текста, определите главное и зависимое слово, поставьте вопрос.

Буду учиться языка золотой

У травы-веснушки, у горы крутой,

В ручейка веселого, что предстанет рекой,

В поленья зеленого, что растет смеричкой.

Буду учиться языка-молнии

В клекоті горячем кованой стали,

В корневище упругом нивы колосковой,

В леготі шелковом песни колыбельной.

Объяснительный диктант

► Запишите загадки, найдите и подчеркните в них главные и второстепенные члены предложения, поставьте к ним вопросы (сверху карандашом). Сверху напишите, какой частью речи выражены обстоятельства.

1. Умывается часто, но полотенцем не вытирается. (Кот)

2. Летом отдыхают, а зимой детей катают. (Санки)

3. Днем прячется. Ночью идет искать себе еду. Весь из тоненьких иголочек. Как он называется? (Ежик)

Синтаксическое моделирование

► Составьте схемы предложений.

1. Три тополя посадила сестра при дороге.

2. В поле холод ночи стал ощутимее.

3. Днепр - самая большая река в Украине.

4. За лесом широкие поля медленно и мягко спускались вниз.

 

V. ИТОГ УРОКА

Тестовые задания

► Задания 1-10, 12 имеют по четыре варианта ответов. В каждом задании - только один правильный ответ. Выберите вариант правильного ответа.

1. Распространенное словосочетание состоит из:

А двух выраженных самостоятельными частями речи слов;

Бы двух выраженных самостоятельными частями речи слов и предлога;

В двух выраженных самостоятельными частями речи слов и союза;

Г трех и более выраженных самостоятельными частями речи и слов.

2. Грамматическая основа предложения - это:

А определение, дополнение, обстоятельство;

Бы подлежащее и сказуемое;

В подлежащее и определение;

Г сказуемое и обстоятельство.

3. В конце повествовательного окличного предложения нужно ставить:

А точку;

Бы знак вопроса;

В восклицательный знак;

Г точку и восклицательный знак.

4. К второстепенным членам предложения относятся:

А определение, дополнение, обстоятельство;

Бы подлежащее и сказуемое;

В подлежащее и определение;

Г сказуемое и обстоятельство.

5. Дополнение отвечает на вопросы:

А какой? какая? какое?

Какой есть подлежащее? кто он такой?

В кого? чего? кем? чем?

Г де? куда? как? почему?

6. Сказуемое чаще всего в предложении выражено:

А существительным;

Бы прилагательным;

В глаголом;

Г наречием.

7. Отметьте строку, в которой все соединения слов являются словосочетаниями:

А история страны, читать и писать;

Бы сирень цветет, душистые травы;

В найти в словаре, выучить наизусть;

Г посеяли цветы, в небе.

8. Отметьте строку, в котором словосочетание распространено:

А путешествие к морю;

Бы читать интересную книг;

В дороже жизни;

Г говорить с другом.

9. Отметьте побудительное предложение:

А Красное лето в теплые края улетели, словно его никогда и не было (Есть. Гуцало).

Бы Уже вода замерзла на озерах (Г. Рыльский).

В Ой какая замечательная украинская речь! (О. Підсуха)

Г Лети же, родное слово, лети в край родной! (Олена Пчилка)

10. Отметьте предложение, в конце которого нужно поставить знак вопроса:

А Кто мы в мире без родного слова (Б. Крищенко).

Бы Любите свой дом, хоть и небогатую (Б. Лепкий).

В Видишь, брат мой, товарищ мой, улетают серым шнурком журавли в теплые края (Б. Лепкий).

Г Уже первый снег кружится над землей и тихо падает (Г. Рыльский).

11. «Дождик нитками плетется, вьется, летит и льется по пашне» (Г. Чупринка). Отметьте правильный ответ:

А один подлежащее, четыре однородных присудки;

Бы только присудки;

В одно подлежащее и одно сказуемое;

Г сложное предложение.

12. В предложении «Как росток виноградной лозы, лелейте язык» (М. Рыльский) определите грамматическую основу:

А только подлежащим;

Бы только сказуемым;

В подлежащим и сказуемым;

Г двумя подлежащими и сказуемым.

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

► Выполните упражнение по учебнику.

► Изучите наизусть высказывания о языке выдающихся людей.

► Составьте памятку «Делаем синтаксический анализ предложения».