СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЛЕКСИКОЛОГИИ И ФРАЗЕОЛОГИИ
УРОКИ № 51-52
УРОК РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ № 18-19. КОНТРОЛЬНЫЙ ПЕРЕВОД ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ С ТВОРЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ
Цель: оценить уровень сформированности умений и навыков учащихся воспринимать на слух текст публицистического стиля, осознавать тему и основную мысль, письменно подробно воспроизводить содержание прослушанного текста; совершенствовать умения и навыки учащихся письменно подробно воспроизводить содержание прослушанного текста, развивать навыки составления собственного монологического высказывания, связанного с содержанием прослушанного текста; воспитывать уважительное отношение к Земле как колыбели человечества, осознание необходимости гармонии между всем живым на планете.
Тип урока: урок развития речевых умений.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Ознакомление учащихся с темой, целью и задачами урока
III. Работа с текстом. Восприятие и воспроизведение содержания
Первое прослушивание текста
► Прослушайте внимательно текст. Старайтесь осознать его содержание, тему и основную мысль, запомнить последовательность изложения материала.
ПРИЗРАКИ КАТАСТРОФ
Раскопана до мертвого песка, загиджена химическими отходами, наша земля вызывает сочувствие, как будто она живое существо. Так оно и есть - земля живая. Чего бы тогда ее называли матерью и сестрой? Отказывая в уме всем другим существам, люди не могут себе этого представить, но те, кто работает круг земли, заметили: если любишь землю, она тебя отблагодарит. Мы зависимы от земли больше, чем она от нас, и, в конце концов, совместно переживаем природные катаклизмы, смертельно опасны для таких маленьких существ, как люди, хотя малейшие, насекомые, черви, бактерии, не так страдают.
Человечество терпит из-за наводнения, погони, землетрясения, ураганы так же, как в результате войн. Результатом этого является голод, мор, бездомность. Только любовь к жизни дает человеку возможность, оплакав родных, построить новый дом. Надо быть постоянно готовым к стихийному бедствию, уметь спасаться от него. Это не война природы против человека и не надо ее проклинать. Также не месть. Земля также страдает, когда ее лицо искажается. Силы космоса стирают с планеты целые страны, уничтожают острова. Если бы земля была лишь каменным шаром, что бы заставляло ее взрываться вулканами, двигать материками, опускать и поднимать морское дно?
Человек ныне способна исказить лицо земли, эту тонесеньку пленку, что называется ноосферой, но ей не дано проникнуть до самого сердца. Но человек может выйти на контакт со всеми сознаниями Вселенной, выйдя из раковины собственного сознания. Не технический прогресс и доброта сделают ее счастливой, а гармония со всем живым.
Фантастика кажется мне компенсацией неспособности выйти за пределы пяти чувств. В обычном человеке еще с детства парализуют желание попасть в будущее всевозможные антиутопические истории. Уничтожив человеческое достоинство на Земле, общество начинает воевать с космосом. Не думаю, что нам что-то угрожает. Те другие, видимо, желают нам только добра, они не в состоянии преодолеть огромные расстояния физически, только духовно, ибо дух и мысль самые быстрые в мире, когда они свободны. А мы, к сожалению, не знаем законов Вселенной, хотя, бесспорно, они защищают каждую существо. Мы будем некогда прекрасный мир. Он будет стоить нам немалых страданий, катастроф. Но это будет действительно царство Божие, куда войдут сперва чистые душой дети и те, кто много любил.
Нам надо избавиться от ненависти к этому миру. Он достоин сочувствия (3 журнала).
► Запишите в своих черновиков план или тезисы текста (5-7 минут).
► Прочитайте творческое задание к переводу (на доске) и определитесь, в каком направлении должны развиваться ваши размышления: Дополните пересказ своими соображениями относительно проблем: человек и природа, человек и Земля, человек и Вселенная. Как, по вашему мнению, человеку достичь гармонии со всем живым?
Повторное прослушивание текста
Методический комментарий. Методика проведения контрольного перевода не предусматривает лексической, орфографической и других видов работ, устного коллективного перевода текста. Проводится контрольный перевод на сдвоенных уроках языка.
IV. Подготовка чернового варианта подробного перевода
► Напишите подробный пересказ прослушанного текста.
V. Написание подробного перевода публицистического стиля с творческим заданием
► Самостоятельная работа учащихся.
VI. Итог урока
Организован сбор тетрадей.
VII. Домашнее задание
► Найдите афоризмы и цитаты, которые могли бы дополнить и проиллюстрировать составленное вами на уроке монологичное высказывание.
Приложение
Г. Тютюнник: «Я не знаю, там вверху надо мной есть жизнь, но я хорошо вижу, что вся красота здесь, на земле».
О. Гончар: «Природа вложила в человека потребность заботиться обо всех людях».
М. Пришвин: «Природа покоряется лишь тому, кто сам подчиняется ей».
И. Гете: «Природа - единственная книга, каждая страница которой наполнена глубокого содержания».
Цицерон: «Творения природы совершеннее за творение искусства».
Ж. Руссо: «Наблюдайте природу и следуйте дорогой, которую она вам указывает».
Д. Менделеев: «Природа всегда действует не спеша и по-своему экономно».
М. Чабанівський: «У природы чистое сердце».
М. Познанская:
Спасибо людям, которые взрастили лес:
За все дубы, ели в пишнім ветвях
И за красоту этих зеленых кос,
В которых стоят гибкие березки белые.
Г. Сковорода: «Не достаточно, чтобы сиял свет дневного солнца, когда свет твоей головы омрачено».
Г. Сковорода: «Никто не может убить в себе зло, когда не поймет сначала, что такое зло, а что добро. А не узнав сего в себя, как можно узнать и выгнать его в других».