Урок № 52
Тема. Итоговый урок
Цель: повторить, систематизировать и обобщить знания учащихся относительно содержания понятия площади многоугольника и ее свойств; формулы для вычисления площадей четырехугольников и треугольника, а также свойства площадей подобных треугольников.
Повторить, систематизировать и обобщить умения учащихся по применению изученных утверждений для решения задач на вычисление площадей четырехугольников (параллелограммов, трапеций) и треугольников с использованием этих знаний, а также для решения задач методом площадей.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Проверка домашнего задания
С целью экономии времени тщательной проверке подлежат только упражнения высокого и достаточного уровней сложности.
III. Формулировка цели и задач урока
Основная дидактическая цель и задачи на урок логически вытекают из места урока в геми - поскольку урок является последним, итоговым, то главным является вопрос о повторение, обобщение и систематизацию знаний и умений, приобретенных учащимися в ходе изучения темы. Такая формулировка цели создает соответствующую мотивацию деятельности учащихся.
IV. Повторение и систематизация опорных знаний
Методика проведения этого этапа урока такая же, как и предыдущих уроков повторения и систематизации знаний и умений (см. уроки 11, 23, 40).
V. Повторение и систематизация умений
Методика проведения этого этапа урока такая же, как и предыдущих уроков повторения и систематизации знаний и умений (см. уроки 11, 23, 40). Другой будет только тематика задач:
· вычисления суммы углов выпуклого многоугольника;
· вычисления площадей квадрата, прямоугольника, параллелограмма, треугольника и трапеции;
· вычисление элементов (сторон, углов) названных видов многоугольников с известной площадью;
· применение свойств фигур (вписанных и описанных четырехугольников, равнобедренных треугольников, ромбов, трапеций и т.д.) и теоремы Пифагора для вычисления площадей.
После формирования списка основных видов задач учитель объединяет учеников в рабочие группы (по количеству видов задач). Задача каждой из групп формулируется так: «Составить план решения задачи...» (каждая группа получает индивидуальное задание). На составление плана отводится определенное время, за которое участники группы должны обсудить план решения, записать его в виде последовательных шагов, реализовать и подготовить презентацию своей работы. После окончания происходит презентация выполненной работы каждой из групп. Далее - обязательное обсуждение составленных планов: учитель или ученики (других групп) предлагают изменить какую-либо из данных величин и объяснить, как изменится решение задачи. После обсуждения - обязательная коррекция.
VI. Итоги урока
Итогом урока обобщения и систематизации знаний и умений учащихся является, во-первых, составленные самими учениками обобщенные схемы действий при решении типовых задач, во-вторых - осуществление учащимися необходимой части сознательной умственной деятельности - рефлексии, отражения каждым учеником восприятие своих успехов, и самое главное - проблем, над которыми следует еще поработать перед контрольной работой.
VIII. Домашнее задание
Повторить содержание изученных в ходе изучения темы понятий и формул.
Изучить составленные на уроке схемы действий.
Используя составленные схемы, решить задачи домашней контрольной работы.
Домашняя контрольная работа
1. Определите количество сторон выпуклого многоугольника, сумма углов которого равна 1 080°.
2. Площадь квадрата равна 144 см2. Найдите площадь прямоугольника, ширина которого меньше стороны квадрата на 2 см, а длина больше за сторону квадрата вдвое.
3. В рівнобедреному треугольнике боковая сторона относится к основанию как 5 : 6. Найдите площадь треугольника, если высота, проведенная к основанию, равна 8 см.
4. Найдите углы ромба, если его высота равна 5 см, а площадь - 50 см2.
5. Высоты данного параллелограмма равны 15 см и 18 см. Найдите высоты равновеликого параллелограмма, стороны которого втрое больше за соответствующие стороны данного параллелограмма.
6. Докажите, что площадь рівнобедреної трапеции с боковой стороной с и радиусом вписанной окружности r вычисляется по формуле S = 2сr.