Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ГЕОМЕТРИЯ
Уроки для 8 классов

Урок № 51

Тема. Метод площадей. Решение задач

 

Цель: закрепить, систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Площади многоугольников». Сформировать у учащихся понимание схемы действий, которые соответствуют содержанию понятия «метод площадей». Провести диагностику уровня усвоения учащимися учебного материала раздела III.

Тип урока: комбинированный.

Наглядность и оборудование: конспекты и 7-20.

Ход урока

I. Организационный этап

 

II. Проверка домашнего задания

Решения задач проверяются во время комментирования за готовыми рисунками. Усвоение содержания теоретического материала проверяется после выполнения математического диктанта.

Математический диктант

 

 

Вариант 1

Вариант 2

1

Гипотенузы двух подобных прямоугольных треугольников относятся как 3 : 2. Какое отношение площадей этих треугольников?

Площади равносторонних подобных треугольников относятся как 4 : 25. Какое отношение длин сторон этих треугольников?

2

Отношение площадей двух треугольников с углами 40° и 50° равна 16. Чему равно отношение их периметров?

Отношение периметров двух треугольников с углами 40° и 50° равен 3. Чему равно отношение их площадей?

3

Как изменится площадь треугольника, если его медианы уменьшить в 2 раза?

Как изменится площадь треугольника, если его высоты увеличить в 3 раза?

 

III. Формулировка цели и задач урока

Учитель сообщает ученикам, что изучение понятие площади многоугольника, ее свойств и формул для вычисления площадей изученных видов четырехугольников, треугольников, кроме сугубо практического направления, имеет еще и методологическое значение, то есть дает на вооружение ученикам еще один метод решения задач (и не только задач, в которых речь идет о вычислении площадей). Итак, цель урока - изучение схемы действий, предусмотренной содержанием понятия «метод площадей», а также формирование умений применять эту схему при решении задач.

 

IV. Актуализация опорных знаний

Поскольку материал урока основан на применении изученных ранее формул площадей в новой ситуации согласно схеме, описанной в комментарии к методу площадей, то учащимся следует повторить формулы площадей, их последствия и способы применения в стандартных ситуациях.

 

 

Выполнение письменных упражнений по готовым рисункам

 

1

ΔBCD - квадрат. Найдите SАВCD

2

ABCD - параллелограмм. Найдите SАВСD

3

ABCD - прямоугольник. Найдите SАВСD

4

ABCD - ромб. Найдите SАВСD

5

Найдите SΔАВС.

6

Найдите SАВСD

7

Найдите отношение

8

ABCD - трапеция. Найдите SАВСD

 

V. Усвоение знаний

@ Содержание учебного материала урока является полезным дополнением, сделанным авторами нового учебника до традиционного содержания материала, который изучался в теме «Плоти», и является обобщением тех способов действий, которые, возможно, выполняли ученики, изучая эту тему в предыдущие годы. К изучению на уроке предлагается рассмотрение способов решения некоторых задач, связанных с применением вычисления площадей по изученным в классе формулами. Изучение материала на уроке проводится по учебнику (как вариант - предложить сначала решить задачу самостоятельно, а после исполнения обратиться к учебнику), причем необходимо не просто ознакомиться с содержанием решения, но и провести работу по его осознание (эту работу можно провести в форме беседы) Результат этой работы должен иметь вид определенной схемы действий, что содержит признаки, по которым можно определить среди других задачу, в которой возможно применить метод площадей, а также примерное описание действий во время решения задач этим методом.

 

VI. Формирование первичных умений

Выполнение письменных упражнений

1. Две стороны треугольника равны 12 см и 18 см. Найдите высоту, проведенную к меньшей из них, если высота, проведенная к большей стороне, равна 4 см.

2. Пользуясь методом площадей, докажите, что в рівнобедреному треугольнике высоты, проведенные к боковым сторонам, равны.

3. Периметр параллелограмма равен 56 см. Найдите стороны параллелограмма, если его высоты равны 6 см и 8 см.

4. Диагонали ромба равны 30 см и 40 см. Пользуясь методом площадей, найдите высоту ромба.

5. Докажите методом площадей, что параллелограмм с равными высотами является ромбом.

6*. Прямая, параллельная стороне треугольника, делит его на две равновеликие части. В каком отношении эта прямая делит две другие стороны треугольника?

7. Докажите, что стороны треугольника обратно пропорциональны его высотам: .

 

VII. Домашнее задание

Повторить теоретический материал по теме «Площади многоугольников».

Выполнить тестовое задание.

1. Назовите формулу площади трапеции с основаниями а и b и высотой А.

а) ; б) ; в) (a + b)h; г) .

2. Назовите формулу площади ромба с диагоналями d1 и d2.
а) ; б) ; в) ; г) d1d2.

3. Площадь треугольника ABC равна S. Найдите площадь треугольника, который отсекает от треугольника ABC средняя линия.

a) S; б) S; в) S; г) определить невозможно.

4. По данным рисунка найдите площадь трапеции A BCD , если ее средняя линия равна 10.

а) 120; б) 300; в) 150; г) 136.

 

 

5. Отрезок BD - биссектриса треугольника ABC (рисунок). Площади треугольников BDC и ABC относятся как 4 : 9. Найдите отношение АВ.ВС.

а) 5: 2; б) 4 : 5; в) 3 : 2; г) 5 : 4.

 

 

Решить задачи.

1. Высоты параллелограмма равны 6 см и 4 см, а меньшая сторона - 8 см. Найдите периметр параллелограмма.

2. Докажите методом площадей, то треугольник с равными высотами является равносторонним.

3. Докажите методом площадей метрическое соотношение в прямоугольном треугольнике .

4. Сумма расстояний от точки основания равнобедренного треугольника до его боковых сторон не зависит от выбора точки. Докажите.