|
Методический комментарий Изучение материала урока начинается с вывода формулы суммы первых n членов арифметической прогрессии через первый и n-й члены, для чего используется свойство конечной арифметической прогрессии (о том, что сумма каждой пары членов, равноотстоящих от ее концов, равна сумме крайних членов этой прогрессии) и достаточно простые рассуждения о количество пар чисел, содержащихся в ряде n чисел. Вторая формула для вычисления суммы первых n членов арифметической прогрессии через первый член и разность выводится с применением к выведенной формулы изученной ранее формулы n-го члена арифметической прогрессии. После изучения обеих формул следует подчеркнуть, что выбор формулы для решения конкретной задачи обусловлен данными задачи (примеры решения типовых задач приведены в опорном конспекте № 31). VI. Формирование умений Устные упражнения 1. Задана конечная последовательность: (аn): 2; -1; 5; -2; 9; -3; 15; -4. Найдите сумму: 1) первых двух ее членов; 2) первых пяти ее членов; 3) всех ее членов. 1. Найдите сумму первых тридцати членов арифметической прогрессии (хn), в которой х1 = 5, х30 = 15. 2. Найдите сумму первых десяти членов арифметической прогрессии (n), в которой y1 = 5, d = 3, заполнив пропуски в формуле . Письменные упражнения Для реализации дидактической цели урока следует решить упражнения такого содержания: 1) по одной из изученных формул найти (вычислить) сумму первых п членов арифметической прогрессии; 2) решить задачи, предусматривающие прямое применение изученных формул (в условии задач напрямую не сказано, что искомая сумма является суммой арифметической прогрессии), например, найти сумму первых 50 натуральных чисел найти сумму четных натуральных чисел от 0, не более 100, и т. д.; 3) задачи на применение изученных формул для отыскания неизвестных первого члена, или разницы или числа n членов арифметической прогрессии с известным по условию суммой ее первых членов; 4) на повторение: задачи на применение изученных свойств и формул арифметической прогрессии.
Методический комментарий При решении упражнений закрепляется знание формул и осознание различия ситуаций, в которых оправдано применение одной из изученных формул, а также формируются умения работать с изученными формулами в различных направлениях: как для отыскания значения суммы арифметической прогрессии, так и для отыскания по данной суммой других данных (первого члена арифметической прогрессии, или ее разницы, или количества первых членов, для которых известна их сумма). Кроме этого продолжается работа по закреплению ключевых моментов, над которыми началась работа на предыдущих уроках: как проверить, является ли заданная последовательность арифметической прогрессией (по определению, или по характеристичной свойством, или по теореме, в зависимости от условия); как найти разность арифметической прогрессии (от любого члена, начиная со второго, вычесть предыдущий него член); как найти следующий за данным член арифметической прогрессии (найти разность арифметической прогрессии и добавить ее к данного члена).
VII. Итоги урока Контрольные вопросы 1. По какой формуле можно вычислить сумму первых ста членов арифметической прогрессии, если известны: 1) а1 и а100; 2) а1 и d; 3) а1 и а2? 2. Или можно по формуле вычислить сумму первых десяти членов последовательности: 1) (аn): 2; 3; 4; 5; 6; ...; 2) (аn): 2; 4; 8; 16; 32; ...; 3) (аn): n; 3n; 5n; 7n; 9n;
VIII. Домашнее задание 1. Изучить формулы (см. опорный конспект № 31). 2. Решить упражнения, аналогичные по содержанию и уровню сложности выполненной на уроке; 3. Повторить: определение числовой последовательности, формулы, изученные в теме «Арифметическая прогрессия» и свойства натурального ряда чисел (в частности, сколько натуральных чисел содержится в натуральном ряду с га по гаг чисел включительно).
|
|