Раздел ІХ. МИРОВОЗЗРЕНИЕ КАК ВЫСШАЯ ФОРМА САМОСОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Урок 61. Мораль как мировоззрение
Цель: раскрыть понятия: «мораль», «мировоззрение», «черты морали и мировоззрения»; воспитывать уважение к другим людям; развивать умение анализировать факты, делать выводы.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма проведения: эвристическая беседа.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
Учитель. Мораль формируется в обществе и влияет на человека на уровне моральной нормы. Мораль выступает как совокупность норм деятельности и поведения.
Моральная норма (от лат. - правило, образец) - норма поведения, воссоздана множеством людей. Она выступает как нравственный закон для каждого человека отдельно. В естественной зависимости людей друг от друга, в их постоянном взаимодействии возникает потребность, чтобы при определенных ситуациях люди действовали однотипно. Эта потребность реализуется посредством моральной нормы.
В моральной норме не содержится указаний на достижение конкретного результата в определенной деятельности. В ней содержится требование, призыв, которым должен следовать человек в любой деятельности, при любых обстоятельствах. Примером может служить одна из древнейших нравственных заповедей: «Чего в другом не любишь, того сам не делай».
Писатель Владимир Корнилов в своих размышлениях о несправедливости записал: «Вспоминаю: когда двадцатилетним, искалеченным войной, я вернулся домой и бессонными ночами высушивал себя мыслями о несправедливости жизни, молча вошла в меня, села на кровать моя мама. Измученный я спросил:
- Мама, скажи, откуда берется в жизни зло?
После длительного молчания услышал ее тихий голос:
- Не знаю, как ответить тебе, сынок. Одно знаю наверняка: горе приходит от людей, которые не умеют думать о других...»
В мнении матери писателя - одна из моральных норм: думай о других, не причиняй вреда другому.
В морали содержатся нормы поведения и оценочные представления о добре и зле, о том, что является хорошим, а что плохим, что является добродетелью, а что пороком.
В многовековом жизни людей вместе с изменениями в формах собственности, в политическом устройстве государств менялся и содержание моральных норм. Каждая социальная группа людей, каждый класс, партии и движения производили и предлагали обществу свои моральные нормы, свою мораль. Поэтому в моральных нормах выражаются интересы этих групп и классов, а также деятелей, которые захватили господство в экономике, политике, культуре.
Одновременно производились и хранились и общие моральные нормы человеческого совместной жизни. Совокупность добрых норм составляет общечеловеческую мораль. Быть правдивым, выполнять обещания, помогать людям и не мешать им жить, не разрушать того, что дано природой и создано людьми, не воровать - эти и другие моральные нормы нужны в любом обществе, в любой деятельности. Поэтому такие моральные нормы называются общечеловеческими ценностями. Во все времена так или иначе осуждались жадность, лицемерие, трусость, клевета, жестокость и высоко ценились скромность, совесть, честь. Украинский мыслитель Г. Сковорода главным условием справедливого обществе считал нравственное начало.
Моральные нормы описаны в популярной и научной литературе и произведениях искусства. Но сами по себе они не становятся регуляторами поведения. Для их осуществления необходимо понять смысл нормы, осознать их роль в жизни, проявить волю. Важно, чтобы моральные нормы становились внутренней потребностью, привычкой и выполнялись без внешнего принуждения.
III. Закрепление изученного материала
Беседа с учащимися
1. Что такое мораль и мировоззрение?
2. Назвать правила морали школьников.
3. Почему нужно поступать хорошо, а не плохо?
4. Сформулируйте моральные правила, которых должен придерживаться человек.
IV. Підсумок урока
V. Домашнє задачи
Подготовить сообщение к следующему уроку.