Раздел II
МАТЕРИКИ
Урок № 52
Тема. ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ РЕГИОНОВ МАТЕРИКА
Цель: дать учащимся научные знания о открытия и исследования отдельных регионов материка, формировать навыки самообразования, работы с дополнительными источниками географических знаний.
Оборудование: портреты исследователей Евразии, физическая карта Евразии, иллюстрации природы материка.
Тип урока: комбинированный.
Опорные и базовые понятия: исследователь, путешественник, экспедиция.
Географическая номенклатура: мысы: Дежнева, Челюскина; моря: Баренцево, Берінґове, Лаптевых; заливы: Персидский, Сиамский, Ботнический; проливы: Дарданеллы, Босфор, Ла-Манш, Ґібралтарська, Берінґова, Лаперуза; полуострова: Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский, Балканский, Крымский, Таймыр, Чукотский, Камчатка, Корея, Индокитай, Малакка, Индостан, Аравийский.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Организационный момент
Психологический настрой учащихся на дальнейшую продуктивную работу. Учитель обращает внимание на изображения лиц детей с разным настроением, выясняет, кто как себя чувствует. Ученики по очереди для анализа каждого рисунка поднимают руки. Определение уровня готовности учащихся к уроку.
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Прием «Вызываю ассоциации»
Учитель называет имя исследователя, а ученики называют территорию (материк, географический объект), которая ассоциируется с ним:
1. Тур Хеєрдал.
2. Джеймс Кук.
3. Давид Ливингстон.
4. Абель Тасман.
5. Александр Гумбольдт.
6. Джон Кабот.
7. Афанасий Никитин.
8. Христофор Колумб.
9. Эйрик Рауді.
10. Фернан Магеллан.
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся
Прием «Удивлю всех»
Учитель предлагает учащимся кратко, по возможности одним-двумя предложениями рассказать интересные факты, что было найдено во время подготовки к уроку (опережающее домашнее задание).
IV. Изучение нового материала.
1. Прием «Географический вернисаж»
Ученики прикрепляют портреты исследователей материка на доске и рядом с ними на карте отмечают красными флажками территории, что они исследовали.
2. Прием «Географический практикум»
Отмечают эти территории на контурной карте и подписывают рядом фамилии исследователей.
3. Прием «Географическая лаборатория»
Учащиеся делают сообщения об исследователях материка и заполняют таблицу:
ФИО исследователя |
Что исследовал |
Годы исследования |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Прием «Путешествие»
Составьте описание территории, ее исследовал один из перечисленных в таблице исследователей (прием «Пять предложений», работа в парах).
V. Закрепление нового материала
Прием «Блицопрос»
• Именем которых братьев-исследователей названо море в Северном Ледовитом океане?
• В честь кого названо море в Тихом океане и протока, соединяющая этот океан с Северным Ледовитым?
• В честь какого ученого назван мыс и полуостров Евразии?
• Под чьим руководством проходило четыре экспедиции в Центральную Азию?
• В записках которого исследование описывается природа Индии?
• Когда начались основные научные исследования материка?
VI. Итог урока
Выставление оценок.
VII. Домашнее задание
• Проработать соответствующий текст в учебнике.
• Подготовить сообщение о отдельные формы рельефа материка.