Этнополитика - система законодательных, организационных и идеологических мер, осуществляемых государством, партиями, общественными организациями, направленных на удовлетворение потребностей субъектов этнополитического процесса, связанных со спецификой их этнокультурного развития; регулирование межнациональных (межэтнических) отношений; устранение факторов межэтнической напряженности и межэтнических конфликтов.
Е. - целенаправленная деятельность по регулированию взаимоотношений между государством, партиями, общественными организациями и этническими спільностями, закрепленная в соответствующих политических документах и правовых актах государства.
Как научный термин "Э." была введена в зарубежное обществоведение в конце 60-х - начале 70-х годов XX ст.
западными политологами, что было вызвано этническим ренессансом, который охватил фактически все страны Европы и Америки.
Э. выделяется в два относительно самостоятельных, но не взаимоисключающих виды деятельности: политическое участие и политическое функционирование.
Первый вид деятельности предусматривает участие этнических общностей в политической жизни общества; их возможное политическое структурирование и проявление и реализацию интересов основных субъектов этнополитики вокруг вопросов разделения власти, социальных и материальных благ, сохранения и развития собственной идентичности; особенности политического поведения этнических общностей. Это в частности участие в выборах, референдумах, демонстрациях, манифестациях, митингах, собраниях и т.д.
Политическое функционирование рассматривается как профессиональная политическая деятельность, направленная, во-первых, на формирование политико-правовой базы (научных, идеологических, политико - партийных основ) Е.; во-вторых, на создание различных политических институтов, действующих в управленческой сфере этнополитических процессов; в-третьих, на разработку и внедрение государством (его структурами) мер регулирования и совершенствования межнациональных (межэтнических) отношений в етнополітичному организме. Сюда относится парламентская, государственно-управленческая, муниципально-управленческая деятельность, етнополітичний менеджмент. Эти аспекты политического функционирования тесно взаимосвязаны, поскольку через совершенствование системы политических институтов на основе четкого определения их правовой компетенции обеспечивается высокий уровень эффективности управления этнонациональной сферой общества.
Э. характеризуется целью, содержанием, направленностью, формами, методами осуществления, результатам.
Целью Э. может быть национальная консолидация на основе создания равных возможностей для участия всех граждан в процессах общества независимо от признаков расы, цвета кожи, политических, религиозных убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, места проживания, языковых или других признаков; межэтническая интеграция; сближение наций; национальное обособление; отстаивание этнической "чистоты"; защита национального от влияния инонационального; обретения национального суверенитета и т.п.
По содержанию Е. бывает гуманистической, інтернаціоналістською, антигуманной, националистической, великодержавно-шовинистической.
По направленности Э. можно определить как демократическую, миротворческую, прогрессивную, антидемократическую, тоталитарную, разрушительную, реакционную.
Реализация Е. может осуществляться следующими формами и методами: насилием, толерантностью, репрессиями и т.д.
Результатам Е. могут быть согласие, единение, сотрудничество, дружба, напряжение, конфронтационность, конфликтность, недоверие, неприязнь, этническая война.
За общественным направлением этнополитическая деятельность может быть инновационной (нацеленной на внедрение новых этнополитических институтов), стабилизирующей (ориентированной на сохранение всего ценного, недопущения деструктивных изменений во взаимоотношениях между субъектами, между субъектами и объектами этнополитики), консервативной (направленной на сохранение старых институтов и форм межэтнического взаимодействия), реакционной (заинтересованной в решении этнических проблем репрессивными средствами).
В разработке Е. необходимо учитывать определенные определяющие принципы (особенности, способы создания, правила поведения), положенные в ее основу.
Политика в этнонациональной сфере должна, прежде всего, согласовываться с экономической, социальной, культурно-образовательной, демографической и другими видами государственной политики, в комплексе с которыми она может быть успешно реализованной и дать конкретные положительные результаты.
Государственная политика не будет иметь успеха, если не будет основываться на принципе равенства прав и свобод человека, независимо от его национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям.
Важными принципами эффективной демократической этнополитики являются также: определение национальных прав лица неотъемлемой частью прав человека и гражданина, его основных свобод; соблюдения баланса общенациональных, региональных и этнических интересов; обеспечение оптимального соотношения удовлетворения этнокультурных потребностей титульной нации, национальных (этнических) меньшинств, коренных народов; право каждого гражданина определять и указывать свою национальную
принадлежность; запрет любых ограничений прав граждан по признакам национальной, языковой, социальной, религиозной принадлежности; своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов путем разработки и реализации согласительных процедур; запрет общественных объединений и организаций, а также пропаганды и агитации, направленных на разжигание национальной и религиозной вражды; защита прав и интересов граждан за пределами государства их проживания в соответствии с нормами международного права; поддержка собственных диаспор в зарубежных странах с целью сохранения и развития родного языка, культуры и национальных традиций, укреплении их связей с Родиной.
Необходимым принципиальной основой действенной этнополитики является ее научная обоснованность, что предполагает учет в процессе ее формирования закономерностей и тенденций развития межнациональных отношений, научно-экспертное проработки вопросов, связанных со сферой его регулирования.
В практической реализации Е. нужно придерживаться принципа дифференцированного подхода, учитывать: природно-климатические условия, социально-исторические особенности формирования этнических общностей, их государственности, демографические и миграционные процессы, этнический состав населения, соотношение титульных и не титульных национальностей, конфессиональную характеристику, особенности национальной психологии, уровень национального, этнического самосознания и т.д.
Разработка Е. любого государства должна основываться на следующих принципиальных основах: собственном историческом опыте (положительном и отрицательном) и общепризнанной международной практике регулирования межэтнических отношений.
Е., как и любая политика, структурно должна строиться с разных временных и пространственных элементов, этапов реализации, приоритетов.
В этнополитике нужно различать стратегические, рассчитанные на длительный период цели и задачи, требующие концептуального подхода, программного обеспечения, и задачи и цели текущего момента (тактические), вытекающие из нынешней ситуации и направлены на воплощение в жизнь первых.
В процессе осуществления Е. ее субъекты могут ставить отличные по содержанию цели и задачи, которые обусловливают различные формы этнополитической деятельности в многонациональном (полиэтническом) государству.
Со стороны центральной, доминирующей этнической общности и подчиненных ей официальных органов власти могут реализовываться следующие виды этнополитической поведения:
1. Соблюдение принципа этнического плюрализма как теоретического направления и базируется на нем, практической политики в этнонациональной сфере в полиэтничной (многонациональном) обществе, сущностью которого является признание равенства и самоценности каждой этнической общности, ее права на сохранение своей самобытности, на свободное и всестороннее развитие. На принципах плюрализма государство одинаково выражает, охраняет, обеспечивает реализацию интересов, уважает и поддерживает права всех этнических групп как на индивидуальном, так и на групповом уровне.
2. Осуществление политики, направленной на межэтническую интеграцию, которая предполагает сближение этносов - аборигенов и иноэтнических групп, живущих рядом с ними, с целью создания единой для всех них полиэтнического государства - нации. Этот процесс, во-первых, не ведет к их слиянию в единое целое и в нем нет насильственности. Во-вторых, интеграция, как правило, происходит как органическое соединение этнонациональных объединений том, что она основывается на их длительном по историческим временем и около-соседски в географическом пространстве сосуществовании, не обремененному исторически укоренившейся, перманентной межэтнической враждой. В-третьих, результатом интеграции является возникновение определенной культурной, духовной, социально-экономической общности (при сохранении основных этнических черт ее структурных етнокомпонентів). В-четвертых, причинами к активной межэтнической интеграции являются различные факторы (возникновение общей внешней опасности, целесообразность объединения усилий для решения исторически назревших общих внутренних проблем). В-пятых, интеграция не обязательно должно осуществляться между генетически близкими этносами (Швейцария, Бельгия).
3. Реализация в обществе политики национально-культурного, национально-персональной, национально-территориальной автономии в местах компактного проживания этнических групп.
4. Федерализация государства, то есть осуществление политики удовлетворения потребностей и требований этнических групп относительно их суверенного федеративного статуса с целью не допустить выхода из состава государственного образования.
5. Осуществление путем геноцида, этноцида, принудительной ассимиляции или принудительной депортации политики устранения с политической арены этнической общности, которая выступает или может в перспективе выступать инициатором угрожающего вызова официальной власти.
6. Депортация (изгнание, принудительное выселение) центральной властью этнических групп из места их постоянного компактного проживания и дальнейшего расселения в дисперсном состоянии, чтобы не допустить возможной политической консолидации этих субъектов этнополитики. Во времена сталинской диктатуры в 1940-х годах в СССР, на основании сфальсифицированных обвинений, с мест своего исторического или постоянного проживания были переселены этнические немцы, турки-месхетинцы, народы Чечни, Ингушетии и т.п. С территории современной Украины в тот период были депортированы крымские татары (около 200 тыс.), поляки, болгары, армяне, греки, немцы.
7. Колонизация территории этнического сообщества (может быть внутренней или внешней) представителями господствующей нации, другим государством с целью разрушения общественного строя аборигенов, изменения в собственную пользу етнодемографічного баланса в регионе.
8. Осуществление политики сегрегации как одной из крайних форм этнической и расовой дискриминации, ограничение в правах через этническую или расовую принадлежность. Различают інституціальну (создание специальных отделений для "черных" или "цветных" параллельных учреждений) и территориальную (поселение этнических общностей на специально отведенных территориях, резервациях, гетто) сегрегацию.
Что же касается этнополитической поведения этнических групп, которые чаще всего выступают главными субъектами обострения этнополитической ситуации в государстве, то ее основными формами могут быть:
1. Добровольная этническая ассимиляция, в процессе которой этносы или отделены от него небольшие группы, которые оказались в иноэтическом среде, воспринимают язык и культуру другого этноса, как правило, большего, постепенно с ним смешиваются и причисляют себя к этому этносу.
2. Добровольная этническая акультуризація, в процессе которой в результате взаимовлияний этнических культур происходит восприятие одной из культур (чаще той, которая менее развита, впрочем, есть и случаи обратного влияния) элементов другой. Этот процесс является результатом контактов между культурами, способствует значительному распространению культурных явлений и обычно ведет к частичной или полной ассимиляции.
3. Борьба за достижение автономного или федеративного статуса. Примером такого поведения может быть деятельность украинской интеллигенции в середине XIX - начале XX вв. В частности, от учредителей и активных деятелей Кирилло-Мефодиевского братства за М. Драгоманова и М. Грушевского и его единомышленников украинский политическое движение развивалось под лозунгами федерализма и автономии.
4. Сепаратизм - борьба этнического сообщества за выход из состава государственного образования и создание независимого государства.
5. Іредентизм - стремление к объединению частей одного этноса, проживающих в разных государствах. Например, іредентизм был характерен для идеологии немецкого национализма после Второй мировой войны, был составной частью идеологии украинского национально-освободительного движения до 1939 г. На современном этапе он характерен для корейцев, китайцев.
6. Добровольная миграция, суть которой состоит в перемещении этнических групп как в рамках одного государства, так и за пределы стран, когда другие виды этнополитической поведения не принесли успеха. Последняя - внешняя включает эмиграцию и иммиграцию, которые вызываются такими факторами, как различия социально-экономических и политических условий жизни в странах - донорах и странах - реципиентах.
7. Консолидация - один из видов объединительных процессов, предусматривающих слияние близких по языку и культуре народов или частей этносов в большую этническую общность или включение в уже сложившийся этнос близкой ему этнической группы. Как правило, этническая консолидация происходит благодаря достижению согласия между различными социальными группами и етносоціальними спільностями.
Антонюк О. В. Формирование этнополитики Украинского государства: исторические и теоретико-методологические основы. - К., 1999; Бебик В. М. Базовые принципы политологии: история, теория, методология, практика: [Монография]. - 2-е изд., стереотип. - К., 2001; Головатый М. Ф. Искусство политической деятельности: Учеб. пособие. - К., 2002; Марченко Г. Ы. Методологические подходы к исследованию этнополитических явленный // Вестн. Моск. у-та. Сэр. 12. Политические
науки. - 1995. - № 1,2; Национально-государственное строительство: Концептуальные подходы, современная научная литература / Ю. И. Рымаренко, И. Ф. Курас, Ю. С. Шемшученко и др.; Под ред. Ю. И. Римаренко. - К., 1999.
О. Антонюк