Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политологический словарь

- Этнопедагогика - отрасль педагогики, которая раскрывает взгляды народа на цели, задачи, формы, методы и средства обучения и воспитания в духе национальных воспитательных традиций. Это исторически составлена система народных знаний и умений в деле обучения и воспитания подрастающих поколений, которая является неотъемлемой частью национальной духовности. Понятие "народная педагогика" и " - этнопедагогика" совпадают, однако первый чаще используется в литературе для обозначения донаукових педагогических знаний и тех, что существовали и существуют вне теориями и научными системами и вытекающие из живого опыта подготовки к жизни подрастающих поколений; второе же преимущественно указывает на национальную самобытность, этническую специфику и оригинальность традиционных педагогических знаний. Термин "народная педагогика" ввел в научный обиход в Украине В. Духнович. Если термином "народная педагогика" оперируют в основном с целью сравнения традиционно народных знаний с научными, то срок " - этнопедагогика" подчеркивает локальные особенности этих знаний.

Етнопедагогічні знания нашли свое выражение в народных воспитательных традициях, фольклорных произведениях, обычаях и обрядах, ритуалах и праздниках, которыми сопровождаются события в жизни детей и молодежи, их играх, опыте национального воспитания.

Ценность этнопедагогики в ее органическом единстве с укладом жизни народа, его историей, культурными и бытовыми традициями, идеи и средства народной педагогики, по сравнению со многими средствами, идеями научной педагогики, глубже и полнее воплощают в себе национальную духовность, то есть национальную психологию, философию, мировоззрение, идеологию и др. Именно поэтому-этнопедагогика составляет основу национальной системы воспитания.

Основными учебно-воспитательными средствами Е. является родной язык, устное народное творчество и фольклор), национальная мифология и символика, народное искусство, национальные традиции. обычаи и обряды, народные игры и игрушки и т.д. Эти средства воспитания, впитавших в себя опыт тысячелетнего бытия народа, как корни для полноценного развития семейного, гражданского воспитания, педагогической науки, всей системы национального воспитания.

Украинская Е. состоит из разделов: народное дитинознавство, народная дидактика, народная воспитательная практика (ее основа - родительская педагогика) и народная педагогическая деонтология.

Украинская Е. выросла из воспитательных традиций славянского мира; ее генетическую основу составляет народная педагогика Киевской Руси. Своими корнями она уходит в седую древность - дородового общества, в котором формировались традиции гражданского воспитания и особой роли пожилых людей в нем; материнского рода, где на первый план в воспитании выступает женщина - мать; патриархального строя, когда в воспитании усиливается роль мужа; периода классового расслоения и закрепление главных воспитательных функций за семьей. Все эти моменты развития Э. нашли свое отражение в ее традиционных формах и средствах, а также в отечественной педагогической терминологии.

В эпоху Киевской Руси сформировались народные воспитательные идеалы, главными среди которых были: преисполненный собственного человеческого достоинства труженик - крестьянин - пахарь и мужественный защитник своего Отечества, что зафиксировано в древнерусских былинах или старинах.

Народная педагогика в этот период высоко ценит христианскую добродетель и образованность.

Традиции этнопедагогики Киевской Руси видоизменялись вместе с развитием украинского этноса в последующие эпохи. Перейдя с общенародной воспитательной системы в связи с классовым расслоением древнерусского общества в низшие слои, в сферу этнографического крестьянского быта, воспитательные традиции украинского народа утверждались в новых поколениях.

На протяжении исторического развития украинского народа изменения в воспитании молодых поколений оказывались в новых традициях, идеалах. В них нашли свое отражение литовское, польское господство, турецко-татарское нашествие, сутки национально-освободительных соревнований и Запорожской Сечи, упадок украинской государственности и борьба . за ее утверждение в ХІХ-ХХ вв. Формировалась ментальность украинского народа, укреплялась его национальное самосознание, создавались новые воспитательные идеалы. Воспитательный идеал - это совершенная личность, которая в наибольшей степени отвечает интересам народа, выражает суть его стремлений.

Таким общенациональным идеалом на долгие времена становится запорожский казак - рыцарь чести и мужественный защитник независимости Родины. В нем народ воплотил свое извечное стремление к свободе, свое понимание национального достоинства украинца. Он является олицетворением народного понимания физической выносливости, мужской красоты, а также высоких моральных качеств - уважения к старшим, сострадания к оскорбленных, чувство справедливости, дружелюбия, душевной щедрости и тонкого юмора. Казацкая система воспитания, казацкий выучку, что существовали в Запорожской Сечи, распространялись по Украине, становились достоянием всех молодых поколений нашего народа. Не было и нет высшей оценки для нашей молодежи, чем оценка "казак". Этот идеал и сейчас помогает молодому поколению осознать государственнические интересы нашего народа, побуждает к активной деятельности во имя Украины.

Воспитание свободолюбия и стремления к социальной справедливости занимало в народной педагогике одно из ведущих мест. В XVIII-XIX вв. эта идея, наряду с идеалом казака, связывается с идеалами гайдамаки и разбойника, в частности с главарем гайдамацкого движения на Подолье Устимом Кармелюком и главарем опришкивского движения в Карпатах Олексой Довбушем.

В XX в. в украинской Э. сформировался еще один идеал борца за самостоятельность и независимость государства. Это - сечевой стрелец, что в народной традиции тесно связывается с идеалом казака. Жертвенность лучшей части украинского казачества, положенная на алтарь нашей государственности, является мощным стимулом к преодолению душевной апатии, национального нигилизма, для пробуждения государствообразующей активности современной украинской молодежи.

Наряду с этими идеалами, что витворювались в результате конкретных исторических событий, в украинской Е. есть еще один устоявшийся идеал - хозяин. Сформирован на основе земледельческого уклада жизни, этот идеал всегда отражал интересы всего украинского народа; с ним связывались надежды на творческое совершенствование человека через труд. Хозяин - это порядок и порядок во всем, достаток, достойную человека жизнь, соблюдение народных земледельческих традиций, наблюдательность и смекалку, стабильность и уверенность в завтрашнем дне, обеспеченная старость и счастливая судьба детей.

В украинской Е. четко прослеживаются главные принципы, или основополагающие идеи, воспитание: природосоответствие, культуровідповідність, народность воспитания, его трудовой характер, связь воспитания с жизнью, единство воспитательного и образовательного элементов в едином педагогическом процессе.

Ващенко Г. Воспитательный ідєол. - Полтава, 1994; Культура и быт населения Украины / За ред. В. И. Наулка. - 2-е изд., перераб. и допол. - К. 1993; Стельмахович М. Г. Народная педагогика. - К., 1996; Сявавко Есть. И. Украинская-этнопедагогика в ее историческом развитии. - К., 1974; Украинское народоведение: Учеб. пособие. / За ред. С. П. Павлюка, Г. И. Горынь, Р. Ф. Кирчіва. - Львов, 1994; Вишневский А. Современное украинское воспитание. Педагогические очерки. - Львов, 1996; Медведь Ф. М. Воспитание украинской элиты в системе национального образования: гуманитарные основания // Мандрівець. Издание "Научных записок Национального университета "Киево-Могилянская Академия". - Тернополь, 2001. - № 1-2; Белоус В. Т„ Медведь Ф. М. Национальное воспитание студенческой молодежи: теоретико-методологические основы / Всестороннее развитие личности студента: Материалы наук.-практ. конф.; За ред. акад. АПН Украины Д. О. Тхоржевського. - Ирпень, 2001.

Ф. Медведь