Этнополитика независимой Украины - деятельность государства и его органов в этнополитической и этнонациональной сферах с целью возрождения, обеспечения жизнедеятельности, дальнейшего развития и участия в процессах различных структурных етнокомпонентів украинского общества, украинской нации, национальных меньшинств; объединение их в единый социум - политическую нацию, ядром которой является народ, который дал название национальном государстве; расширение связей с украинской диаспорой и лицами иного этнического происхождения - выходцами из Украины; устранение факторов межэтнической, межнациональной напряженности и межэтнических конфликтов; регулирование миграционных процессов.
Опыт периода существования независимого Украинского государства дает возможность проанализировать и обобщить основные положения ее Е. На формирование Е. Украины влияют прежде всего исторические достижения, которых она добилась за период своего независимого существования: мир признал Украину как самостоятельное, демократическое государство. Она стала полноправным членом международного сообщества, все больше преодолевает свой отрыв от Европы, приобщается к общеевропейского процесса; перед миром предстала государство с богатой историей, духовной культурой, трудолюбивым, миролюбивым многоэтническим народом, который стремится жить в добре и согласии со всеми государствами, развивая с ними все связи, не руководствуясь идеологическими постулатами. Украина убедительно доказала, что идея равенства людей, независимо от их этнического происхождения, и межнациональное согласие стали краеугольным камнем ее внутренней и внешней политики; значительно повысился уровень политических свобод в стране, обеспечено политическую, экономическую, идеологическую, культурную разнообразие в ее развитии; открыты широкие возможности для плодотворного сотрудничества с зарубежными украинцами, лицами иного этнического происхождения - выходцами из Украины, которые расселены на территории бывшего СССР и по всей планете.
Потребность в формировании украинским государством собственной этнополитики обусловлена такими объективными факторами: независимым существованием Украины как суверенного, демократического, социального, правового, унитарного государства; полиэтническим составом населения; активизацией этнополитического процесса, широкой включенностью в него структурных етнокомпонентів украинского общества, украинской нации, национальных меньшинств; необходимостью согласования интересов, установление равноправных и гармоничных отношений между этническими группами; незавершенностью процессов консолидации украинской нации; важностью преодоления политических, социально-психологических, культурно-языковых, других последствий деформации этнонациональной сферы в прошлом; сотрудничеством и связями с украинской диаспорой и выходцами из Украины, - лицами іноетнічного происхождения; трансформацией в украинское общество депортированных по национальному признаку лиц, которые возвращаются в Украину; наличием интенсивных, в том числе внешних миграционных потоков, влияющих на социально-политическую, экономическую и етнодемографічну ситуации в государстве.
Основы, теоретико-методологические подходы к трактовке особенностей этнополитического процесса, что происходит в Украине, содержатся в законодательной базе, созданной с целью регулирования межнациональных и межэтнических отношений. Периодизацию и характеристику развития на протяжении независимости Украины ее правового поля, которое охватывает этнополитические и этнокультурные отношения, предложил М. Шульга, который отличает, в частности, четыре этапа в развитии этого процесса. Первый - игнорирование законами Украины наличия такой сферы общественных отношений, как национально-этнические. Этот этап продолжался до 1989 г. Второй этап начался в 1989 p., когда был принят Закон о языках в Украинской PCP, и продолжался по 1 декабря 1991 г. Характерно, что именно в этот период принимались правовые документы, которые декларировали национальным меньшинствам максимум прав. Более поздние правовые акты не только не увеличивали эти права, а иногда даже сокращали их. Это объясняется тем, что за этот период произошел распад СССР и провозглашена независимость Украины. Политические силы, которые лидировали в Украине, были заинтересованы в поддержке курса на провозглашение независимого государства всеми этническими группами. В этот период, в сфере национальных отношений
принимались в основном не законы, а декларации, которые имеют политико-правовой, а не нормативно-правовой характер. На третьем этапе были приняты законы "О национальных меньшинствах в Украине", "Об образовании" и некоторые другие, которые имеют отношение к национальным меньшинствам, норм использования их языков. Четвертый этап развития этнополитики Украинского государства начинается с принятием Конституции Украины и продолжается до сих пор.
От Декларации о государственном суверенитете до Основного Закона Украина прошла путь, на котором определились основные этнополитические основы государственности. Особенно важное значение для разработки и реализации государственной этнополитики имеют отдельные положения новой Конституции. В частности, в ее преамбуле отмечается, что украинское государства, которое имеет свою многовековую историю, происходит на основе осуществленного права на самоопределение не только украинской нации, но и всего украинского народа, который составляют граждане Украины всех национальностей. Это словосочетание вобрало в себя все содержание полиэтнического состава населения Украины и дает возможность трактовать его как политический термин. Украина выбрала путь формирования политической нации как социума на основе государственности с народа, который дал название государству, и других этнических групп, которые проживают на территории Украины. Конституция, признавая носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине Украинский народ, вместе с тем определила структурные етнокомпоненти украинского общества - украинскую нацию, национальные меньшинства и коренные народы. Последний етнокомпонент введен в правовое поле впервые. На законодательном уровне также впервые в Конституции зафиксировано, что Украина заботится об удовлетворении национально-культурных и языковых потребностей украинцев, которые проживают за пределами государства.
Политика государства в сфере регулирования межэтнических отношений основывается на таких общих принципах, как: идеи демократического устройства государства; признании приоритета права и верховенства закона; существовании единого гражданства; учете взаимосвязи общегражданских и национальных прав человека; праве каждого гражданина свободно определять свою национальную принадлежность; признании правового равноправия этнических групп в процессах; политической, экономической и идеологической разнообразия; соблюдении принципов: а) национального интереса и национальных приоритетов в государственном, а не в этническом смысле; б) полиэтнического и поликультурного плюрализма; сохранении генофонда украинского народа; взаимодействия и взаимовлияния политического, экономического, правового, социального и национального факторов в обществе; защите суверенитета и территориальной целостности государства; равноправии и взаимовыгодном сотрудничестве с другими странами, международными организациями и независимыми экспертами в межнациональной сфере.
Наивысшей целью этнополитики Украины является создание оптимальных условий для гармоничного и перспективного развития в составе государства всех компонентов этнонациональной структуры украинского общества, украинской нации, национальных меньшинств, коренных народов.
Нынешняя этнополитическая ситуация в Украине характеризуется повышением роли национального фактора в общественно-политической жизни и проявлением определенных тенденций, влияющих на состояние развития государства: повышение национального самосознания этнических групп, их самоорганизации и активизация ними поисков разнообразных форм реализации своих специфических запросов и потребностей; политизация этнических групп и ее влияние на усиление взаимосвязи между политической и межэтнической стабильности; консолидация этнических групп вокруг процессов и формирования политической нации; интеграция в украинское общество лиц, которые были незаконно депортированы по национальному признаку; активный поле культурное развитие этнических групп; наличие интенсивных миграционных потоков, влияющих на социально-политическую, экономическую, демографическую сферы жизнедеятельности общества.
Государственная этнополитика основывается на признании закономерностей роста национального самосознания, существовании этнической гетерогенности населения, тесного взаимодействия в обществе национального фактора с экономическими, социально-политическими и правовыми процессами.
Основными приоритетами государственной этнополитики являются: обеспечение через соответствующее законодательство, государственные программы равных возможностей для участия граждан независимо от их национальности во всех сферах материальной и духовной жизни, в осуществлении этнополитики, государственного управления; создание правового поля с целью гарантирования равных прав и свобод всем гражданам независимо от расы, национальности, этнического происхождения; развитие культурной самобытности украинской нации, всестороннее развитие украинской культуры и языка; создание благоприятных условий для развития этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности национальных меньшинств, коренных народов; укрепление духовного единства украинского общества; восстановление прав депортированных лиц, не допуская при этом новых дискриминационных притеснений по этническим признакам; расширение сотрудничества с зарубежными украинцами и лицами иного этнического происхождения - выходцами из Украины, которые проживают за ее пределами; утверждение в межэтнических отношениях атмосферы толерантности, дружбы, взаимного доверия, уважения языка, культуры, традиций, обычаев и религий этнических групп; предупреждение любых проявлений сепаратизма, обеспечение на основе межнационального мира и согласия, суверенитета и территориальной целостности государства; укрепление гарантий, что устраняли проявления экстремизма, дискриминации граждан по национальному, религиозному или языковому признакам; защита прав беженцев и иммигрантов.
Реализация приоритетов государственной этнополитики обусловливает необходимость определения объектов и субъектов этнополитического организма таких основных задач.
В политико-правовой сфере: разработка предложений по совершенствованию законодательства в области регулирования межнациональных отношений; создание механизмов предупреждения конфликтов в межнациональных и межэтнических отношениях; отработка эффективного механизма управления межнациональными отношениями по вертикали с учетом специфики всех уровней власти и широким привлечением представителей этнических групп к участию в процессах; создание разветвленной государственной структуры миграционной службы.
В социально-экономической сфере: формирование рыночной экономики, с учетом региональных, географических особенностей реально влияет на стабилизацию этнополитических процессов; создание социально-экономических основ реализации духовно-культурных потребностей и запросов этнических групп; разработка государственных, региональных программ социально-экономического развития, ориентированных прежде всего на сохранение основ жизнедеятельности этнических групп; содействие развитию традиционных форм хозяйственной деятельности и различных форм собственности с учетом национальной специфики этнических групп; привлечение на основе спонсорской и благотворительной деятельности украинских и зарубежных предпринимательских кругов к программам помощи соотечественникам, которые возвращаются в Украину; материальная поддержка решения проблем депортированных; привлечение капиталов этнических украинцев зарубежных стран для развития национальной экономики.
В духовно-культурной сфере: формирование атмосферы взаимодействия и взаимопонимания и межэтнического согласия между всеми етнокомпонентами украинского общества - украинской нацией, коренными народами и национальными меньшинствами; сохранение исторической, духовно-культурного наследия всех этнических групп, живущих в Украине; обеспечение поликультурного развития украинского общества; формирование духовно-культурного единства украинского народа; обеспечение всестороннего развития и функционирования украинского языка во всех сферах общественной жизни; гарантирование свободного развития, использования и защиты русского, других языков национальных меньшинств; расширение гуманитарного сотрудничества с зарубежными украинцами и лицами иного этнического происхождения - выходцами из Украины; обеспечение гарантий недопущения экстремизма, шовинизма, национальной и религиозной нетерпимости; обеспечение свободы выбора каждой этнической группой своего пути в обще-цивилизационном процессе; регулирования региональных демографических проблем ради сохранения популяций различных национальных групп.
Во внешнеполитической сфере: участие в работе международных институтов с целью совершенствования национального законодательства по вопросам этнополитики и использование международного опыта в этой области; использование в международной политике интеграционных тенденций для решения проблем социально-экономического развития государства в целом и ее отдельных регионов с учетом национального фактора; сотрудничество с международными организациями по обеспечению прав зарубежных украинцев; решение проблем депортированных; инициирование переговоров и консультаций с целью улучшения положения лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам; разработка концепции сотрудничества приграничных регионов Украины с соседними регионами других стран; расширение сотрудничества с другими государствами и международными организациями по проблемам иммигрантов и беженцев; постоянное сотрудничество с иностранными государствами по предотвращению и разрешению межнационального напряжения.
Важными составляющими государственной этнополитики являются такие ее аспекты, как постоянный анализ и изучение ситуации в межнациональной сфере и привлечение ученых к осмыслению этносоциальных, етнополітич, этнокультурных и етнодержавознавчих проблем развития Украины. Первый аспект предполагает необходимость осуществления систематических диагностик (социологических мониторингов) самочувствие этнических групп в Украине, тенденций межэтнических процессов с целью принятия государственными органами своевременных решений, направленных на снижение общественно опасного перенапряжения в этой сфере. Второй аспект связан с активным сотрудничеством государственных органов с учеными. Без основательных научных разработок невозможно в современных условиях формировать этнополитику государства, эффективно влиять на этнополитические процессы в обществе, принимать важные управленческие решения.
Государственная этнополитика Украины также должна быть научно обоснованной, базироваться на знании истории, этнографии, демографии, психологии, лингвистики, культуры, особенностей хозяйственной деятельности этнических групп.
Решения этнополитических проблем Украины требует значительных внешнеполитических усилий государства. Не случайно самые серьезные осложнения в этой сфере Украина имеет именно в приграничных регионах. Заключения двух - и многосторонних соглашений о признании границ и территориальной целостности, о взаимной защите национальных меньшинств, развитие сотрудничества, экономических и гуманитарных обменов с соседними государствами значительно облегчит удовлетворение интересов национального развития различных этнических групп, живущих в Украине.
Антонюк О. В. Формирование этнополитики Украинского государства: исторические и теоретико-методологические основы: Монография. - К., 1999; Антонюк О. В. Этнополитика в Украине: история и современное состояние // Украинский исторический журнал. - 1999. - № 3 и 4; Основи етнодержавознавства: Учебник / под ред. Ю. И. Римаренко. - К., 1997; Шульга H.A. Русская культура в Украине: политико-правовой, социальный статус // Диалог украинской и русской культур в Украине: Материалы конф. // Фонд поддержки русской культуры в Украине. - К., 1999.
О. Антонюк