Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Биология конспекты всех уроков 8 класс

МЛЕКОПИТАЮЩИЕ

 

В этой теме школьники знакомятся с общей характеристикой класса Млекопитающих, особенностями жизнедеятельности млекопитающих, их разнообразием, ролью в экосистемах, значением для человека, необходимости их охраны. Узнают о такую отрасль хозяйства, как животноводство.

 

УРОК № 50

 

Тема. Класс Млекопитающие. Особенности строения.

Цель: ознакомить учащихся с общей характеристикой класса Млекопитающие.

Оборудование и материалы: учебник [1], тетрадь [3], фотографии, рисунки, плакаты, схемы, позволяют иллюстрировать особенности строения млекопитающих.

Базовые понятия и термины: класс Млекопитающие, особенности строения.

Тип урока: урок изучения нового материала.

 

Ход урока

 

Iэтап .Організаційний

II.Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

Обсуждение вопроса

Которые особенности строения млекопитающих определили их название?

Рассказ учителя с элементами беседы

1. Общая характеристика класса Млекопитающие

Млекопитающие - это высокоорганизованный класс хордовых животных, насчитывающий свыше 4,5 тысяч видов. Его представители заселили все среды обитания, включая поверхность суши, почву, морские и пресные водоемы, приземные слои атмосферы.

Характерными чертами организации млекопитающих являются следующие черты:

1. Тело разделено на голову, шею, туловище, парные передние и задние конечности, хвост. Конечности расположены под туловищем, благодаря чему он поднят над землей, что дает возможность животным передвигаться с большой скоростью.

2. Кожа относительно толстая, прочная и эластичная, покрыта волосяным покровом, хорошо удерживающим создаваемое организмом тепло. В коже расположены сальные, потовые, млечные и пахучие железы.

3. Мозговой отдел черепа крупнее, чем у пресмыкающихся. Позвоночник состоит из пяти отделов. В шейном отделе всегда семь позвонков.

4. Мускулатура представлена сложной системой дифференцированных мышце». Есть грудочеревна мышечная перегородка - диафрагма. Развита подкожная мускулатура обеспечивает изменение положения волосяного покрова, а также разнообразную мимику лица. Виды передвижения разнообразны: ходьба, бег, лазание, прыжки, плавание, полет.

5. Пищеварительная система сильно дифференцированная. Слюна содержит пищеварительные ферменты. Зубы на челюстных костях сидят в лунках и по строению и назначению подразделяются на резцы, клыки и коренные. В травоядных животных значительно развита слепая кишка. В большинстве из них клоака отсутствует.

6. Сердце четырехкамерное, как и у птиц. Левая дуга аорты. Все органы и ткани тела обеспечиваются чистой артериальной кровью. Сильно развита губчатое вещество костей, красный костный мозг которых есть кровотворним органом.

7. Органы дыхания - легкие - имеют большую дыхательную поверхность за счет альвеолярной строения. В дыхательных движениях, кроме межреберных мышц, принимает участие и диафрагма. Интенсивность процессов жизнедеятельности высокая, вырабатывается много тепла, поэтому млекопитающие - теплокровные (гомойотермні) животные (как и птицы).

8. Органы выделения - тазовые почки. Моча выводится наружу мочеиспускательным каналом.

9. Головной мозг, как и у всех позвоночных животных, состоит из пяти отделов. Особенно большие размеры больших полушарий переднего мозга, покрытых корой (у многих видов извилистой), и мозжечка. Кора становится высшим отделом центральной нервной системы, координирует работу других от дилив мозга и всего организма. Сложные формы поведения.

10. Органы обоняния, слуха, зрения, вкуса, осязания имеют большую разрешающую способность, что позволяет животным легко ориентироваться в среде иену ния.

11. Млекопитающие - раздельнополые животные с внутренним оплодотворением.

2. Особенности строения млекопитающих

Характерные признаки этих животных - волосяной (шерстяной) покров и молочные железы, которые служат для вскармливания потомства. Четыре конечности по-разному специализированные зависимости от выполняемой ими функции. У большинства видов имеются ушные раковины и дифференцированы на несколько групп зубы. Органами дыхания служат только легкие, вентиляции которых способствует диафрагма (мышечная перегородка между грудной и брюшной полостями). Все виды - теплокровные. Сердце - четырехкамерное; в взрослом организме сохраняется только левая дуга аорты. Черепных нервов 12 пар. Оплодотворение внутреннее, с помощью копулятивного органа (пениса). Зародышевые оболочки характерны для амніот, а желточный мешок, как правило, рудиментарный, потому что подавляющее большинство видов (кроме однопроходных - утконоса, ехидны и проехидны) живородящие. Млекопитающие сильно отличаются по размерам: от землероек массой 1,5 г, до китов длиной более 30 м и весом до 120 т. У млекопитающих есть четырехкамерное сердце. Оно состоит из правого и левого желудочков, а также правого и левого предсердий. Камеры сердца сообщаются между собой и с магистральными сосудами при помощи клапанов. Сердце обеспечивает поставки тканей тела кислородом и питательными веществами, освобождая их от продуктов распада.

Почки в млекопитающих имеют бобовидну форму и располагаются в поясничном отделе, под позвоночником. В почках в результате фильтрации крови образуется моча, затем она стекает по мочеточникам в мочевой пузырь. Из него по мочеиспускательному каналу моча выходит наружу.

В млекопитающих особенно развиты передний мозг и его кора. Кора образована несколькими слоями тел нервных клеток и покрывает весь передний мозг. Она образует складки и извилины с глубокими бороздами у большинства видов млекопитающих. Чем больше складок и извилин, тем сложнее и разнообразнее поведение животного. Также в млекопитающих хорошо развита периферическая нервная система, что обеспечивает им высочайшую скорость рефлексов.

IV.Узагальнення, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Работа с учебником

Школьники работают с рисунками на с. 218, 219, знакомясь с особенностями строения млекопитающих. Затем они читают текст на с. 218-220.

Проверить свои знания учащиеся могут, ответив на вопросы 1-С на с. 220.

Работа с тетрадью

Выполнить задания в тетради [3, с. 74-75].

V.Самостійна работа учащихся

Ученики знакомятся с рубрикой «Запомните самое важное» на с. 220, при необходимости записывают выводы в тетрадь.

VIИтоги урока

Школьники самостоятельно подводят итог урока, обращая внимание на те новые знания, которых они приобрели в процессе этого урока.

VII.Домашнє задачи

В учебнике [1] прочитать § 48, ответить на вопросы 4-7 после параграфа на с. 220.

В тетради [3, с.:74-75] выполнить задание.