МЛЕКОПИТАЮЩИЕ
В
этой теме школьники знакомятся с общей характеристикой класса Млекопитающих,
особенностями жизнедеятельности млекопитающих, их разнообразием, ролью в
экосистемах, значением для человека, необходимости их охраны. Узнают о
такую отрасль хозяйства, как животноводство.
УРОК №
50
Тема.
Класс Млекопитающие. Особенности строения.
Цель:
ознакомить учащихся с общей характеристикой класса Млекопитающие.
Оборудование
и материалы: учебник [1], тетрадь [3], фотографии, рисунки, плакаты, схемы,
позволяют иллюстрировать особенности строения млекопитающих.
Базовые
понятия и термины: класс Млекопитающие, особенности строения.
Тип
урока: урок изучения нового материала.
Ход
урока
Iэтап .Організаційний
II.Актуализация опорных знаний и мотивация учебной
деятельности
Обсуждение вопроса
Которые
особенности строения млекопитающих определили их название?
Рассказ
учителя с элементами беседы
1.
Общая характеристика класса Млекопитающие
Млекопитающие
- это высокоорганизованный класс хордовых животных, насчитывающий свыше 4,5 тысяч
видов. Его представители заселили все среды обитания, включая поверхность
суши, почву, морские и пресные водоемы, приземные слои атмосферы.
Характерными
чертами организации млекопитающих являются следующие черты:
1. Тело разделено на голову,
шею, туловище, парные передние и задние конечности, хвост. Конечности расположены под
туловищем, благодаря чему он поднят над землей, что дает возможность животным
передвигаться с большой скоростью.
2. Кожа относительно толстая, прочная
и эластичная, покрыта волосяным покровом, хорошо удерживающим создаваемое организмом
тепло. В коже расположены сальные, потовые, млечные и пахучие железы.
3. Мозговой отдел черепа
крупнее, чем у пресмыкающихся. Позвоночник состоит из пяти отделов. В шейном отделе всегда семь позвонков.
4. Мускулатура представлена
сложной системой дифференцированных мышце». Есть грудочеревна мышечная перегородка -
диафрагма. Развита подкожная мускулатура обеспечивает изменение положения
волосяного покрова, а также разнообразную мимику лица. Виды передвижения
разнообразны: ходьба, бег, лазание, прыжки, плавание, полет.
5. Пищеварительная система сильно
дифференцированная. Слюна содержит пищеварительные ферменты. Зубы на челюстных костях сидят
в лунках и по строению и назначению подразделяются на резцы, клыки и коренные. В
травоядных животных значительно развита слепая кишка. В большинстве из них клоака
отсутствует.
6. Сердце четырехкамерное, как и у
птиц. Левая дуга аорты. Все органы и ткани тела обеспечиваются чистой
артериальной кровью. Сильно развита губчатое вещество костей, красный
костный мозг которых есть кровотворним органом.
7. Органы дыхания - легкие -
имеют большую дыхательную поверхность за счет альвеолярной строения. В дыхательных
движениях, кроме межреберных мышц, принимает участие и диафрагма. Интенсивность процессов
жизнедеятельности высокая, вырабатывается много тепла, поэтому млекопитающие - теплокровные
(гомойотермні) животные (как и птицы).
8. Органы выделения - тазовые
почки. Моча выводится наружу мочеиспускательным каналом.
9. Головной мозг, как и у всех
позвоночных животных, состоит из пяти отделов. Особенно большие размеры больших
полушарий переднего мозга, покрытых корой (у многих видов извилистой), и
мозжечка. Кора становится высшим отделом центральной нервной системы, координирует
работу других от дилив мозга и всего организма. Сложные формы поведения.
10. Органы обоняния, слуха,
зрения, вкуса, осязания имеют большую разрешающую способность, что позволяет животным
легко ориентироваться в среде иену ния.
11. Млекопитающие -
раздельнополые животные с внутренним оплодотворением.
2.
Особенности строения млекопитающих
Характерные
признаки этих животных - волосяной (шерстяной) покров и молочные железы, которые служат
для вскармливания потомства. Четыре конечности по-разному специализированные зависимости
от выполняемой ими функции. У большинства видов имеются ушные раковины и
дифференцированы на несколько групп зубы. Органами дыхания служат только легкие,
вентиляции которых способствует диафрагма (мышечная перегородка между грудной и брюшной
полостями). Все виды - теплокровные. Сердце - четырехкамерное; в взрослом
организме сохраняется только левая дуга аорты. Черепных нервов 12 пар.
Оплодотворение внутреннее, с помощью копулятивного органа (пениса). Зародышевые
оболочки характерны для амніот, а желточный мешок, как правило, рудиментарный,
потому что подавляющее большинство видов (кроме однопроходных - утконоса, ехидны и
проехидны) живородящие. Млекопитающие сильно отличаются по размерам: от землероек
массой 1,5 г, до китов длиной более 30 м и весом до 120 т. У млекопитающих есть
четырехкамерное сердце. Оно состоит из правого и левого желудочков, а также
правого и левого предсердий. Камеры сердца сообщаются между собой и с
магистральными сосудами при помощи клапанов. Сердце обеспечивает поставки
тканей тела кислородом и питательными веществами, освобождая их от продуктов распада.
Почки в
млекопитающих имеют бобовидну форму и располагаются в поясничном отделе, под
позвоночником. В почках в результате фильтрации крови образуется моча, затем она
стекает по мочеточникам в мочевой пузырь. Из него по мочеиспускательному каналу моча выходит
наружу.
В
млекопитающих особенно развиты передний мозг и его кора. Кора образована несколькими
слоями тел нервных клеток и покрывает весь передний мозг. Она образует
складки и извилины с глубокими бороздами у большинства видов млекопитающих. Чем больше
складок и извилин, тем сложнее и разнообразнее поведение животного. Также в
млекопитающих хорошо развита периферическая нервная система, что обеспечивает им высочайшую
скорость рефлексов.
IV.Узагальнення, систематизация и контроль
знаний и умений учащихся
Работа
с учебником
Школьники
работают с рисунками на с. 218, 219, знакомясь с особенностями строения
млекопитающих. Затем они читают текст на с. 218-220.
Проверить
свои знания учащиеся могут, ответив на вопросы 1-С на с. 220.
Работа
с тетрадью
Выполнить
задания в тетради [3, с. 74-75].
V.Самостійна работа учащихся
Ученики
знакомятся с рубрикой «Запомните самое важное» на с. 220, при
необходимости записывают выводы в тетрадь.
VIИтоги урока
Школьники
самостоятельно подводят итог урока, обращая внимание на те новые знания, которых
они приобрели в процессе этого урока.
VII.Домашнє задачи
В
учебнике [1] прочитать § 48, ответить на вопросы 4-7 после параграфа на
с. 220.
В
тетради [3, с.:74-75] выполнить задание.