Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Биология конспекты всех уроков 8 класс

ПТИЦЫ

 

УРОК № 49

 

Тема. Значение птиц. Охрана птиц.

Цель: ознакомить учащихся с ролью птиц в экосистемах, их значением для человека, рассказать об охране птиц и птицеводство.

Оборудование и материалы: учебник [1], тетрадь [3], фотографии, рисунки, плакаты, схемы, позволяющие иллюстрировать роль птиц в экосистемах, их значение для человека, охрану птиц,

Базовые понятия и термины: птицеводство, птицы, охрана птиц, птицеводство.

Тип урока: комбинированный.

 

Ход урока

Iэтап .Організаційний

II.Актуалізація опорных знаний и мотивация учебной деятельности

Обсуждение вопрос

Как вы думаете, почему практически все хищные птицы нуждаются в охране?

III.Вивчення нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

1. Значение птиц

Большинство птиц полезна, потому идо истребляет насекомых и грызунов, регулируя их численность. Птицы, конечно, не могут полностью истребить, но могут существенно сократить численность вредителей, постоянно сдерживая их массовое размножение. Где существует достаточно насекомоядных птиц, насаждения, в частности сады, мало страдают от вредителей. Увеличивая численность птиц - привлекая их на гнездование обустройством искусственных гнезд (для скворцов, синиц, поползней, мухоловок, сизоворонок, некоторых хищников, дятлов и др.), подсаживая кустарники, чтобы птицам было где строить гнезда, устраивая зимнюю подкормку и т.д. - можно сосредоточить полезную работу птиц в определенных местах, особенно пораженных вредителями.

Так, дятлы добывают из-под коры личинок короедов, вредителей древесины. Поползни добывают различных насекомых, отшелушивая кори и ковыряя порохняву древесину, пеночки склевывают насекомых с листьев, мухоловки и ласточки ловят на лету, другие склевывают с ветвей, листьев, травы, из земли, роются в лесной подстилке и т. д. Для борьбы с вредителями нужно привлекать птиц разной « специальности».

Наиболее универсальными являются скворцы. Они кормятся и на деревьях, и на земле, и в зерновых и уничтожают самых разнообразных вредителей. Даже в полях, на плантациях сахарного свеклы - можно расставлять тычки со скворечниками, скворцы охотно там поселяются и истребляют свекловичного долгоносика.

Много видов птиц имеют большое значение в сокращении переносчиков возбудителей опасных заболеваний человека и животных. Особенно много уничтожают насекомых птицы в период вскармливание птенцов. Большая синица, например, приносит пищу птенцам почти 400 раз в день. На численность насекомых влияют не только насекомоядные птицы, но и зерноедные - чижи, щеглы, воробьи - потому что своих птенцов они выкармливают насекомыми.

Сокращая численность насекомых-вредителей, мышевидных грызунов, уничтожая семена и плоды сорных растений, выполняя роль санитаров в природе, птицы приносят человеку большую пользу.

Некоторые виды птиц представляют значительный интерес для человека как объекты промысла.

2. Охрана птиц

Человек должна заботиться о птицах. Самый распространенный и доступный способ заботы - изготовление и развешивание искусственных гнезд, например скворечников, синичников, щелочек» В искусственных гнездах поселяются скворцы, синицы, мухоловки, горихвостки, стрижи и другие птицы. Многие птицы делают гнезда в колючих зарослях. Для них вокруг садов и вдоль полей люди выращивают живые изгороди. Для хищников в местах распространение грызунов на полях ставят шеста с перекладиной наверху.

В зимнее время следует подкармливать птиц. Для синиц нужно прикреплять к ветвей деревьев кусочки несоленого сала, регулярно насыпать в кормушки семена подсолнечника, арбуза, дыни, тыквы. Кроме синиц на кормушке собираются воробьи, снегири, свиристели и другие птицы. Для них можно насыпать хлебные крошки, а также собранные осенью семена сорняков и плоды рябины.

Чтобы промысел птиц не привел к значительному сокращению их численности, в нашей стране установлены строго определенные сроки охоты, запрещено приобретать птиц во время их размножения и линьки. На отдельные виды птиц запрет охота введена на ряд лет. Места, где водятся редкие птицы, объявляются заповедными.

3. Птицеводство

К домашних птиц относятся куры, утки, гуси, индейки, цесарки, голуби, канарейки и др. Большинство из них человек разводит с целью получения мяса, яиц, перьев и пуха. Наибольшее значение в ее хозяйстве имеют куры. Они дают большую количество яиц, вкусное мясо, могут удерживаться на ограниченной территории.

Домашние куры произошли от диких банковских кур, живущих и в наше время в лесах Индии, Бирмы и Малайского архипелага. В процессе одомашнения и специальной работы с выведение новых пород значительно выросла производительность кур. их яйценоскость увеличилась с 8-12 яиц (в дикой банковской курицы) до 200 и более яиц в год. Масса кур некоторых современных пород достигает 4-5 кг (масса дикой банковской курицы всего около 800 г).

В наш время существует множество пород кур. По своей хозяйственной ценностью они делятся на яйценосных, мясных и совместного использования (кур смешанной производительности). Разводят в основном яйценосных и кур совместного использование.

Разведение кур имеет промышленный характер. На птицефабриках есть брудерные цеха (теплые помещения для пребывания цыплят), колонии (места, куда переводят молодняк с брудерів), цеха клеточных несушек, маточное стадо. Все основные работы по ухода за цыплятами и взрослыми курами механизированные.

Чтобы цыплята хорошо росли и развивались, а куры несли больше яиц, откорм воспитанников птицефабрик осуществляется по специально разработанным рационам, которые включают зерновые корма, витаминную траву или травяную муку, корма животного происхождения, минеральные вещества (особенно такие, что содержат соли кальция). Способом искусственного освещения устанавливается необходимая продолжительность дня.

В крупных птицеводческих хозяйствах является инкубаторные цеха, в которых выводят цыплят. В инкубаторах автоматически поддерживают необходимую температуру, влажность, делают регулярное вращение яиц, то есть воспроизводят все условия, создаваемые под наседкой время высиживания яиц. Инкубаторы позволяют быстро увеличивать поголовье кур, выводить цыплят в любой сезон года. За один прием в большом инкубаторе можно вывести несколько тысяч цыплят.

По числом выращиваемых сельскохозяйственных птиц второе место после кур занимают домашние утки. Они произошли от дикой утки - кряквы, что в наше время очень распространена в Европе, Африке, Азии и Америке. Уток розводять'переважно в местах, где есть реки, пруды и озера.

Домашние гуси произошли от дикого серого гуся (европейские породы) и сухоноса (китайские породы). Домашние индейки родом из Мексики. Предок их - дикая индейка, что живет в лесах центральной и южной части Северной Америки. Крупнейшие из выращиваемых пород - бронзовые индейки. Масса индюка бывает до 16 кг, индейки - до 9 кг.

IV.Узагальнення, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Работа с учебником

Школьники рассматривают рисунки на с. 208-212, знакомятся со значением птиц. Потом они читают текст «Охрана птиц» на с. 211.

Проверить свои знания учащиеся могут, ответив на вопросы 1-4 на с. 212.

Работа с тетрадью

Выполнить задания в тетради [3, с. 70-71].

V.Самостійна работа учащихся

Школьники самостоятельно изучают содержание рубрик «Наука и ученые» и «Украина. Охрана природы» на с. 212. Затем они выполняют задания рубрики «Готовимся к тематического оценивания» на с. 213. После этого учащиеся знакомятся с рубрикой «Запомните самое важное» на с. 212, при необходимости записывают выводы в тетрадь.

В тетради [3, с. 72-73] ученики выполняют задания.

VIИтоги урока

Школьники самостоятельно подводят итог урока, обращая внимание на те новые знания, которых они приобрели в процессе этого урока.

VII. Домашнее задание -

В учебнике [1] прочитать § 47, ответить на вопросы 5-7 после параграфа с. 212, прочитать рубрику «Энциклопедическая вставка» на с. 214-215 и выводы на с. 216.

В тетради [3, с. 70-71] выполнить задание.