6.7. Формирование лексических умений и навыков
Изучения раздела "Лексикология" и дальнейшая словарная работа на
уроках украинского языка формируют у учащихся лексические умения и навыки, предусмотренные
программой украинского языка в каждом классе. Значительная часть умений и навыков
формируется в 5-6 классах, где изучается раздел "Лексикология".
В 5 классе учащиеся должны выяснять значение слов самостоятельно, пользуясь
толковым словарем, называть значение слова в определенном контексте, уметь
подбирать омонимы, синонимы, антонимы и правильно употреблять слова в научном,
художественном и разговорном стилях; в 6 классе - определять слова по словарю,
разграничивать основные лексические слои украинского языка, пользоваться всеми
предусмотренными программой словарями, разграничивать семантические признаки
словообразовательных средств, лексико-семантические и грамматические признаки частей речи,
употреблять в речи многозначные существительные, прилагательные, глаголы, подбирать
ним синонимы и антонимы; в 7 классе - определять лексические свойства
причастий, деепричастий и наречий, подбирать синонимичные
предлоги и союзы, свободно использовать в устной и писемному речи
все части речи; в 8-9 классах - толковать значение любого слова в контексте,
объяснять его стилистические функции, анализировать лексические особенности стилей
вещание.
Формированию этих умений и навыков способствуют все виды и формы словарной работе и в
школе, методы и приемы обучения, система лексических упражнений. Лексические умения и навыки,
выработанные в процессе изучения раздела "Лексикология" и всей
словарной работы во время проработки других разделов курса украинского языка и
на уроках литературы, воспитывают в учащихся чувство языка, сознательное отношение к слову,
развивают их речевую культуру и мыслительные способности.
Вопросы и задания
1. Что
вкладывается в понятия "словарная работа"?
2. Расскажите
о лингвистические основы словарной работы.
3. Назовите
главные принципы словарной работы.
4. Что
является объектом словарной работы? Докажите это на примерах.
5. Что
составляет содержание словарной работы? Приведите примеры.
6. Которые
могут быть формы работы над словом? Приведите примеры.
7. Охарактеризуйте
словарные упражнения и приведите примеры.
8. Которую
лексическую работу можно проводить на уроках грамматики? Приведите примеры.
9. Которые
формы работы над словом можно проводить на уроках литературы?
10. Или
имеет место словарная работа на уроках других предметов? Покажите это на
примерах.
11. С
какими словарями учащиеся знакомятся на уроках украинского языка?
12. Наведите
примеры использования словарей на уроках украинского языка.