Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Философия мир человека

Коммуникативная природа человеческого бытия

Коммуникативное действие и дискурс. Феномен и понятие інтерсуб'єктивності

Социокультурное и духовное развитие человека снова и снова ставит вопрос о том, как, опираясь на имеющийся антропо - социокультурный и духовный опыт, попытаться рационально обустроить дом собственного бытия. Обустроить так, чтобы сбалансировать два принципиальных императивы: возможность индивидуальной самореализации и необходимость создания условий неконфликтного співбуття людей. Это связано с задачей, которую можно сформулировать как обращение к миру человеческой повседневности - с сохранением, пусть в радикально трансформированном виде, основ рационального, теоретического постижения мира.

Одним из самых продуктивных шагов стала здесь коммуникативная философия. Она стремится совместить внимание к миру повседневной коммуникации, жизненного мира человека вообще - и не циничный, некалькувальний ум как решающую предпосылку преодоления дальнейшего разрастания антропологического кризиса. Речь идет о кризисе перво-истоков, определяющих параметров нормального социокультурного и межличностного співбуття. На передний план выходит проблема інтерсуб'єктивності, которая предстает в данном случае как проблема совмещения двух разновекторных феноменов и стратегий бытия. А именно: стремление человека к личной самореализации - и в то же время необходимости благоустроенной, основанной на определенных рационально выверенных общепринятых принципах поведения, четко нормированной системы общения. В конце концов, речь идет о потребности в людиномірному сожительстве, основанной на гуманистических началах. Інтерсуб'єктивність предстает как коррелятивную связь стремления к самоидентификации каждой личности и объективно существующей требования социальной унормированности и упорядоченности индивидуальных ориентаций. Она является одной из восходящих онтологических основ человеческого бытия и создает условия для аутентичного співбуття культурного общей. Итак, інтерсуб'єктивність - это своеобразное сочетание возможностей непрерывной индивидуальной инициативы и рационально оборудованной общей "дома бытия". Общественная стратификация и унормованість остаются устойчивыми и надежными, допуская в то же время необходимые трансформации (основанные на стремлениях и идеях индивидов и отдельных групп людей).

Итак, самым весомым основанием при утверждении по-современному оборудованной бытийной сферы выступает опора на реальные межличностные коммуникативные отношения, сферу інтерсуб'єктивного. Именно благодаря последней можно преодолевать соліпсизм, релятивизм, монологічність подхода к миру только с позиции индивидуального сознания и самосознания. Жизненный мир современного человека опирается на определенные традиции и обычаи. Но прежде всего это мир поиска, критичности и самокритичности, постоянной интерпретации приобретенного опыта, который может быть реализован лишь в процессе общения, диалогической связи, в коммуникативной сфере.

Важнейшими составляющими этого мира предстают коммуникативное действие и дискурс. За Ю. Хабермасу, под коммуникативной действием понимается речь, обмен информацией (значения и смыслы которой воспринимаются без дополнительной рефлексии как средства передачи того или иного содержания). Несмотря на такой якобы непретензійний характер коммуникативного действия, она имеет принципиальное значение в современном мире непрерывной и массовой коммуникации. Именно благодаря ей происходит прорыв человека со стерео-типизированного, с бюрократизованого мира цілераціональності в многомерный жизненный мир, где возможно понимание через коммуникацию.

Еще более весомое значение коммуникативных межличностных связей можно почувствовать на примере дискурса. Именно благодаря дискурса происходит кристаллизация и закрепление тех восходящих параметров коммуникативного связи, существующие в коммуникативном действии. Здесь толкование переходит в интерпретацию, а объяснения с бытового уровня в теоретический. Через это дискурс является сложным сочетанием речи, значения и действия, является связующей последовательностью речень. их понимание и интерпретация предполагают наличие семантического контекста, то есть наличие системы позалінгвістичних значений, смыслов и знаний, общепринятых и общедоступных в данном социокультурном среде. Ю. Хабермас выделяет пять видов дискурса, которые реализуются в зависимости от ситуации: дискурс как средство коммуникативного действия (обычный информационный дискурс), как средство идеологического воздействия, как терапевтическое средство (у врача например), как нормальный дискурс (научная дискуссия например), как новая форма дискурса (обучение с помощью диалога).

Одно замечание относительно диалога. Его не следует понимать как нечто "безоблачное", беспроблемное. Наоборот, в современной антропологии випрацьоване понятие "конфликтный диалог".