Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Философия мир человека

Коммуникативная природа человеческого бытия

Коммуникативное измерение бытия глазами философских антропологов

Важные характеристики коммуникативной сферы человеческого бытия выделены в рамках философско-антропологического подхода М. Шелером и Х. Буркхардтом.

Осмысливая судьбу европейской цивилизации и культуры, Г. Шелер рассматривает их как насквозь пронизаны противоречиями и коллизиями: между духом и жизнью, розсудком и разумом, человеком в ее повседневности и ее идеальным образом, между различными сущностными измерениями человеческого естества. "Человек - существо, сам способ бытия которого - это все еще не принятое решение, чем оно хочет быть и стать".

В то же время существует крайняя антропологическая потребность преодолеть указанные противоречия. Магистральным на данном пути, за Шелером, является культивирование человека не как сверхчеловека, а вселюдини.

На протяжении истории человек проявила себя как существо, наделенное необыкновенной пластичностью. Именно это является аргументом против пессимистического взгляда на нее.

Для каждой эпохи мировой истории существует определенный достижимый максимум обще-человеческая. Речь идет о относительный максимум участия во всех высших формах человеческого бытия.

Самый насущный задачи прошлых суток Шелер усматривал в том, чтобы, не отказываясь от европейской культурной традиции, сочетать, согласовывать ее с другими традициями, в частности речь идет о сочетание "внешней" активности человека с его способностью регулировать собственное психофизическое жизни.

Шелер показывает, что истинное естествознание должно основываться не на принципах господства над природой, а на началах любящей самоотдачи. Мы снова должны учиться понимать, а не только властвовать. (Идеи вполне созвучны экологичности современного мировосприятия.)

Г. Буркхардт развивает подход М. Шелера, акцентируя внимание на особой роли чувств в сфере межчеловеческих отношений.

Определяющая традиция европейского истолкования отношение человека к миру - это традиция конструктивности мысли, деятельности и т.д. Наука и ориентированные на нее способы конструктивной мысли в философии сосредоточены вокруг вопросов системности и логоцентризму. Этим обусловлена линейность мировосприятие. Безоговорочная системность деформирует картину мира, искажая ощущение жизни, ощущение свободы и т.д.

Очень много в самых сокровенных сферах человеческой жизни связано не с целью и ее реализацией, а с человеческими чувствами как способами взаимосвязи с миром.

Человек существует во взаимодействии с миром и другими людьми. Это взаимодействие в своей основе является чувственно-физиологической. Экзистенциальный связь возможна только тогда, когда происходит такое духовное единение, основанное на чувственно непосредственной связи "Я" и "Ты", когда признается своеобразие и неповторимость этого "Ты". Средоточием такого единения является любовь - чувство, основанное на вере в аналогичное отношение к тебе того, кого любишь.

Буркхардт также делает важные выводы относительно, во-первых, значимости, а не иерархичности человеческих чувств и нравственности. Во-вторых, относительно разума и его роли в человеческом существовании (во внутреннем смислотворчому плане человеческого бытия). Бесспорно, ум нужен. Однако следует иметь в виду, что существует разум, который "не ограничивается составлением и фиксацией. Он должен способствовать прояснению наших проектов бытия и сделать относительным любое представление о выше и ниже, прошлое и будущее".